Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Людмила Стефановна Петрушевская «Сказки для детей»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Мутафян Вера Ивановна учитель русского языка и литературы КГМУ «Гимназия № 93» г. Караганда

img alt="Мутафян Вера Ивановна" class="bigc" src="https://azbyka.kz/images/2497/1.jpg" style="margin: 5px 10px; float: right; width: 200px; height: 267px;" title="Мутафян Вера Ивановна" />

Тип урока: системно-обобщающий.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным произведениям Л.С. Петрушевской, формирование умений и навыков работы с текстом;
  • совершенствовать навыки коллективной деятельности; расширять читательский кругозор учащихся, творческое воображение, умение грамотно и свободно владеть речью, распознавать смысл текста; развивать умение работать в группе;
  • совместно создавать творческую работу;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к семейным ценностям.

Оборудование:

  • Краткий кластер о Л.С.Петрушевской;
  • Кластер Цветик-Семицветик для каждой сказки;
  • Рисунки учащихся к сказкам;
  • Волшебная коробочка-сундучок, в которой находятся: колокольчик, телеграммы.
  • Старинные часы и замок графа, сделанный своими руками.
  • Для подведения выводов изготовлен муляж родительского дома и музыкальное сопровождение.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Введение в тему урока. Вступительное слово учителя.

«Сказки для детей» написала Людмила Стефановна Петрушевская. Она родилась в Москве в мае 1938 года. Окончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Работала на радио, телевидении. Она написала много пьес для спектаклей, в которых очень правдиво рассказывала о жизни семьи. А несколько лет тому назад, в 90-е годы она обратилась к жанру «сказки для всей семьи», где Добро всегда побеждает Зло.

И прежде, ребята, чем начнем работать над сказками, давайте вспомним, что же мы знаем с вами о таком жанре фольклора, как сказка.

Первый вопрос классу:

1.Какие виды сказок мы с вами знаем? (Волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных).

Дайте определение каждому виду сказки.

2. Чем они отличаются друг от друга? (содержанием, героями, композицией)

3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ......» Внимание вопрос: Как называется этот прием в сказке?

Молодцы!

А теперь обратимся к нашей сказочной коробочке. Я достану предмет, а вы по этому предмету попробуйте назвать сказку, о которой пойдет речь? (колокольчик)

Правильно, речь пойдет о сказке «Мальчик-бубенчик»

3. Конкурс № 1 Разминочный.

1. Назовите главных героев. (мальчик, мама, колдун)

2. Зачем мама повесила мальчику колокольчик на шею? (чтобы ей было слышно, где мальчик бегает)

3. Что случилось, когда он ее ослушался и снял колокольчик? (Мальчик играл долго. Мама забеспокоилась. Она пошла на край леса, откуда слышался звон колокольчика. Затем спустилась в яму и обнаружила вместо мальчика собачку, которая била хвостом и звенела изо всей силы (324).

Что делает мама, когда понимает, что сама не сможет выбраться из ямы? (Звонит в колокольчик)

4. Как поступает мальчик, когда понимает, что мама ищет его среди ночи в лесу? (Идет в лес на поиски мамы)

5. Почему злой колдун помогает вытащить маму из колодца?

6. Почему мама сначала поднимает наверх собаку?

7. В кого перевоплощался злой колдун?

8. Чем заканчивается сказка?

9. Какие сказочные элементы присутствуют в сказке?

10. К какому виду сказок вы бы отнесли сказку Л.С.Петрушевской «Мальчик-бубенчик»?

Задание1: Заполнить кластер к сказке «Мальчик-бубенчик», ответив на вопрос: Чему учит эта сказка? (взаимопониманию, уважению, сознательности, любви, переживанию друг за друга)...

Задание 2: Какие из подготовленных вами пословиц можно отнести к сказке  ««Мальчик-бубенчик»?Мальчик-бубенчик»?

Принимается по одному ответу от группы. Запись пословицы в кластер.

4. А мы продолжаем двигаться дальше. И вновь я обращаюсь к нашей волшебной коробочке.

Посмотрим, что на сей раз она нам приготовила.

Телеграмма.

Внимательно слушаем:

На лице он выдается,
Не в свои дела суется,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может.

(Нос) — правильно!

Конкурс № 2 «Я ль на свете всех милее?...»

1. Как звали главных героев сказки «Нос»? (Нина и Анисим).

2. Кем работала Нина? Кем был Анисим?

3. Какую историю из своей жизни поведала Нина врачу, и о чем она его попросила?

4. Зачем она отправилась в другой город?

5. Что случилось с Ниной ночью в поезде? (стр. 328)

6. Как Нина пыталась отблагодарить Анисима? (1. предложила «постричь», «выпить чаю», «приходите просто так»)

4. Что ответил ей Анисим на все эти предложения? («Я сам стригусь раз в полгода большими овечьими ножницами и подравниваю бороду»,  «... чай я люблю пить в одиночестве», «просто так я не приду, мне некогда»)

1. Найдите описание волшебника.(328).
2. Что отдала Нина волшебнику за красивый нос?
(большой палец правой руки)

6. Посмотрите на этот замок. Как вы думаете, кому он принадлежит? Почему мы о нем заговорили?

7. Что изменилось в жизни Нины, когда она стала красавицей? Почему она не хотела выходить замуж за графа?

5. Чем пожертвовала Нина для того, чтобы найти молодого человека, а затем спасти его от смерти? (указательным пальцем, отдала обратно нос) Почему она так поступила?

6. За что полюбила Нина Анисима, и за что он полюбил Нину? Какую роль сыграл в их отношениях Нинин большой нос? (за доброту, отзывчивость, внимательность, простоту...
Они полюбили друг друга.)

10. Чем заканчивается сказка «Нос».

Творческое задание 1: заполните кластер, ответив на вопрос: О чем эта сказка?

О любви, верности, доброте, отзывчивости...

Задание 2: Какие из подготовленных вами пословиц можно отнести к сказке «Нос»?

Принимается по одному ответу от группы. Запись пословицы в кластер.

5. А мы продолжаем двигаться дальше. И вновь я обращаюсь к нашей волшебной коробочке.

Посмотрим, что на сей раз она нам приготовила.

Телеграмма.

Внимательно слушаем:

Мы ходим ночью, ходим днем,
А все же с места не сойдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы)

Конкурс № 3. «Я все время боюсь опоздать...»

Задание1: Дайте словесную характеристику девочке. (капризная, эгоистичная, непослушная...)

Задание2: Почему девочка надела часы, которые ей запрещала надевать мама?

— Какое несчастье могло случиться из-за того, что девочка ослушалась маму?

— Что происходит, когда она нарушает табу?

— Почему старушка беспокоится о том, кто завел часы? (Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни... Если я умру, то умрет день... Это ведь я выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету) (335)

— Что обещала старушка девочке, если она узнает, кто завел часы?

Задание 3. Как поступила девочка, когда узнала, что мама умирает? Что означает последняя фраза в сказке: «Пока что мир жив»?

Задание 4. В чем заключается «зеркальность» ситуации, описанной в сказке? Как проявляется связь поколений: бабушки, матери, девочки и дочки?

Задание 1: заполните кластер, ответив на вопрос: Как вы бережете свое время?

Задание 2: Какие из подготовленных вами пословиц можно отнести к «Сказке о часах»?

Принимается по одному ответу от команды. Запись пословицы в кластер.

6. Обобщение и подведение итогов. Ребята пишут свои пожелания и опускают их в волшебный сундучок.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Моя семья»

Категория: