Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Как жить в ладу с собой и миром» по рассказу А. Грина «Победитель»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Соболева Ирина Евгеньевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Стаж работы 25 лет. КГУ «Саумалкольская средняя школа № 1» Айыртауский район Северо-Казахстанская область

Тема урока: «Как жить в ладу с собой и миром» по рассказу А. Грина «Победитель»

Цель урока:

  • познакомиться с рассказом А. Грина «Победитель», учиться определять авторскую позицию, проблему произведения;
  • формировать ценностные ориентации модели поведения человека в ситуации выбора;
  • развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся, умение анализировать, основываясь на логике развития сюжета, создавать собственное произведение;

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: урок—мастерская творческого письма и ценностных ориентаций

Оборудование: текст рассказа, раздаточные листы с заданиями, презентация

Методы и приемы: ТКМЧП, приемы «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Хорошо-плохо», «Дерево предсказаний», «Лист решения проблем», «Толстые и тонкие вопросы», «Идеал», «Конструктор Событие», «Чтение с пометами», «Оставьте за мной последнее слово».

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный этап

— Формирование групп. (все учащиеся выходят к учительскому столу, выбирают картинку (они перевернуты). На картинках изображены весы, скульптура, книга, соревнование, победитель. Рассаживаются по группам в соответствии с выбранной картинкой.

— Прием «Корзина идей». Звучит песня «Тянет к людям простым». Задание: Во время прослушивания выписать ключевые слова. После прослушивания вопрос учителя: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Прием «До и после». (После предложенных вариантов открыть слайд с темой урока)

Учитель: Как вы определите для себя цель нашего урока? (После высказываний открыть слайд)

2 этап актуализации прежних знаний.

— Прием «Мозговой штурм».

Слово учителя: для того, чтобы нам лучше понять и почувствовать атмосферу конкурса, о котором пойдет речь в рассказе А. Грина, создайте звуковой портрет слова «конкурс», т. е. напишите слова — ассоциации по смыслу со словом «конкурс», начинающиеся на буквы данного слова. Листы групп крепятся на доску.

Учитель: у нас получилось небольшое «лексическое поле», которое поможет вам в сегодняшней работе. Вы, наверное, слышали выражения: «две стороны медали», «обратная сторона медали». Я предлагаю вам поразмышлять над данной проблемой.

— Прием «хорошо — плохо». Работа в группах на ватманах. Запишите положительные и отрицательные стороны таких понятий, как «победа» и «поражение». Группы выступают по очереди, называя «плюсы» и «минусы» этих понятий. Ватманы крепятся на доску. 1 — группа записывает плюсы понятия «победа», 2 — минусы понятия «победа», 3 — плюсы понятия «поражение», 4- минусы понятия «поражение».

Вывод учителя: итак, определился круг проблем, связанных с острой ситуацией конкурса, соперничества, успеха и проигрыша. Наша мастерская предоставляет вам возможность по- новому осмыслить проблему, увидеть ее новые грани. Это будет осуществлено на примере рассказа А. Грина «Победитель».

3. Информационно—операционный этап.

— Чтение текста рассказа учащимися (без финала). Но учтите, финал рассказа прочитан не будет.

Учитель: Финал произведения вами не прочитан, и каждый может завершить его сам. Предположите, как поступит герой рассказа скульптор Геннисон.

Прием «Дерево предсказаний». (индивидуально)

— Озвучивание учениками своих финалов. При написании финала используется прием «Лист решения проблем».

— Смена состава групп. Учитель: Я прошу объединиться в группы тем, у кого сходные концовки. Раздаются листы с заданиями. Перед их выполнением учитель напоминает правила ведения диалога, спора. (слайд)

Прием «Чтение с пометами»

Учитель: Найдите в тексте рассказа фразы, слова, словосочетания, аргументирующие ваш вариант финала. (Группы представляют свой материал, защищают свою точку зрения.)

— «Событие» заполнение первых двух колонок. Чтение учителем авторского финала.

— Прием «Конструктор «Событие». Заполнение третьей колонки.

Было                           Стало                         Изменилось

Выделите смысловые части рассказа. Запишите, как бы вы определили состояние, чувство героя в каждой из частей, пользуясь таблицей.

— Прием «Идеал». Сформулируйте проблему, которую поднимает автор в своем произведении, начав ее со слова «как». (Как должен поступить человек в ситуации выбора? Чем он должен руководствоваться?) Не забывайте тему урока. Предложите, как можно больше решений этой проблемы. Из всех решений мы должны выбрать лучшие. Вы сами сформулировали идею рассказа, озвучили мысль автора, подвели итог. А теперь вопрос от меня: «Почему рассказ назван «Победитель»? Над кем или над чем одержана победа? Учитель: В результате открывается парадоксальная ситуация: человек, не получивший 1 место и приз, оказывается победителем, потому что смог справиться с такими опасными противниками, живущими в душе, как зависть, корысть, страх поражения. Благородство, порядочность, чувство справедливости, понимание ценности настоящего искусства делают Геннисона духовно сильным человеком.

Слово учителя: В конце своего жизненного пути Грин сказал о себе, что никогда не изменял искусству, творчеству: ни деньги, ни слава, ни карьера не столкнули его с истинного пути. Так же, как и его герой. Грин до конца остался верен своей мечте, искусству слова, недаром его до сих пор называют «рыцарем мечты». Только ли об искусстве повествует рассказ Грина «Победитель»?

У В. Леви, известного психолога, есть серия книг, которые называются «Искусство быть собой», что предполагает искусство быть Человеком. Этому искусству мы учимся всю жизнь. И сегодня А. Грин преподал нам лишь один урок — стараться делать свой нравственный выбор по совести, — так, как это сделал герой рассказа Грина.

— Прием «Оставьте за мной последнее слово». В ваших листах помещены высказывания об успехе, путях его достижения, об отношении к поражению. Выберите в группе высказывание, которое вам наиболее близко, продумайте ответ «Почему важно это высказывание?» Дайте возможность высказаться всей группе, а последним дайте свой комментарий. Выберите того, кто последним прокомментирует цитату.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Обращение к теме урока. Как теперь вы понимаете слова песни, прозвучавшей вначале? В чем сила этих простых людей? Возврат к таблице прогнозов «До и после». Как вы заполните вторую колонку в конце урока? Совпали ли ваши прогнозы по поводу нашего сегодняшнего урока или они поменялись? Дописать на доске вторую колонку.

Рефлексия. Запишите фразу «Я победитель» с тем знаком на конце, который вы считаете подходящим для себя после этого урока, выбранный вами знак и будет вашей оценкой за урок, а я проверю и посмотрю, совпадут ли наши мнения. А дома вы создадите текст на эту тему. В качестве подарка я дарю вам памятки, которые помогут вам жить в ладу с собой, а значит и миром. Человек призван решать свои проблемы в соответствии с нормами морали и нравственности.

Категория: