Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Изложение»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Сейткожина Баян Кошербаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Саумалкольская школа-гимназия № 2» село Саумалколь Айыртауский район СКО

Урок русского языка во 2 классе

Цель урока: Письменный подробный пересказ текста.

Задачи:

  • формирование у учащихся умений строить текст по логическим частям (по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему;
  • выражать мысли грамотно, придерживаясь литературного языка;
  • расширять кругозор;
  • формировать читательский интерес.

Оборудование: тетради для творческих работ по развитию речи, компьютерная презентация.

Тип урока: урок смешанный (сочетание различных видов).

Вид: подробное изложение (близкое к тексту образца).

Орфография: проверяемые безударные гласные; собственные и нарицательные имена существительные, запятая перед что.

Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять!
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знанья впрок.

II. Сообщение темы и цели урока

  1. Просмотр отрывка фильма «Дуровы». (Приложение.)
  2. Краткая беседа.

— Дуровы обучали не только домашних, но и диких животных. Очень любил Дуров белых медведей. Они — хищники. Об одном случае мы сегодня будем писать изложение.

Повторим:

— Что такое изложение?

— Как вы понимаете смысл слова «изложение»?

— Какие учебные задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

(Запомнить текст, определить его тему и основную мысль, написать по плану грамотно текст.)

III. Работа по теме урока

1. Учитель выразительно читает текст с доски.

Живой мячик. (По Н. Дуровой)

Тема урока: «Изложение»

2. Анализ по вопросам.

— Как вы думаете, что спасло Наташу?
(Наташу спасло чудо, Наташу спас папа.)

— Почему вы считаете, что Наташу спас ее папа? Как Дуров спас дочку?

(…вошел в клетку, загородил собой дочку, стоял, пока Наташа вышла из клетки.)

— Каким человеком был Дуров?

(Смелый, храбрый, решительный, находчивый, не теряется в минуту опасности.)

3. Чтение текста детьми.

4. Лексическая подготовка. Коллективная работа по тексту.

— Какие в рассказе действующие лица? (Наташа и Дуров.)

— А везде ли они названы по именам? (Наташа, девочка, малютка, дочка.)

— Подумайте, в какой части рассказа лучше назвать Наташу дочка, малютка, она?

1) Чтение первой части. Выделяются слова Наташа Дурова: это начало рассказа, необходимо указать фамилию и имя героя.
2) Чтение второй части. Выделяется слово девочка. (Она играет.)
3) Чтение третьей части. Выделяется слово малютка. (Она маленькая, её легко втянуть в клетку между прутьями клетки.)
4) Чтение четвертой части. Обратить внимание на имя девочки-малютки.
5) Чтение пятой части. Здесь очень подходит слово дочка, так как здесь идет речь о Дурове как отце.

— Как автор называет Дурова в течение рассказа. (Дуров, папа, он.)

5. Пересказ по плану.

На доске план и слова-помощники (Для замены повторяющихся слов.)

Тема урока: «Изложение»

1. Где гуляла Наташа? (Наташа гуляла во дворе цирка.)

2. Что на ней было надето? (На ней была белая шубка и пушистая шапка.)

3. Что сделал медведь? (Вдруг медведь втянул малютку в клетку.)

4. Как Дуров спас дочку? (Папа вошел в клетку и загородил собой дочку от медведей. Он стоял до тех пор, пока Наташа вышла из клетки).

IV. Орфографическая подготовка

— Вставьте пропущенные буквы.

Шу…ка, ша…ка, медве…ь, кле…ка.

— Сравните слова. Чем они похожи? (В каждом слове есть парная согласная в корне слова.)

— Найдите в тексте слова с безударными гласными? (Во дворе, медведи, снежок, втянул, прибежал, велел, загородил.)

— Вспомнить, кто может, какая орфограмма? (Пушистая, свежий, жили.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста по плану (1–2 ученика)

2. Запись текста.

— Запишите текст, используя план.

— Сколько частей в тексе?

— Как на письме выделяем каждую часть? (Каждую часть рассказа записываем с красной строки.)

3. Проверка.

Несколько учеников читают свои работы.

VII. Итог урока

— Чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

Домашнее задание

Выписать из словаря пять слов с непроверяемой гласной, а и пять слов с гласной о.

Категория: