Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Глагол (2 класс)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Меркель Людмила Ивановна учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Советская средняя школа», село Трудовое, Аккайынский район, СКО

 

Цель урока: продолжить формировать знания о глаголе как части речи

Задачи урока:

  • Выявить уровень знаний детей по данной теме.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся, выразительность, творческие способности, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
  • Формировать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывать интерес к уроку русского языка, активность, самостоятельность, умение работать в паре.

Оборудование: сигнальные карточки, кластер «Глагол», карточки со словарными словами, диск «Русский язык 2 класс», интерактивная доска.

Ход урока

І. Психологический настрой:

Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем.
Сәлеметсiз бе! Гости — учителя!
Добрый день и добрый час!
На уроке второй класс.
Пожелаем всем удачи
И пятерок нам в придачу.
За работу, нам пора,
Ну, ни пуха, ни пера!
Сели тихо, не шумим.

Проверяем:

— Ноги на месте?
— Да!
— Руки на месте?
— Да!
— Спина прямая?
— Да!
— Урок начинаем!

ІІ Организационный момент

1. «Мозговой штурм»

— Закройте глаза и скажите «журнал» …

— Какие ассоциации возникают?

— Названия каких журналов вы знаете, читали дома или у нас в медиатеке?

(показ журналов)

2. Сообщение темы урока

— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала «Глагол». Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в журнале должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.

ІІІ. Работа по теме

Первая страница «Это нужно знать на пять»

1. Ответственный момент Приём на работу — редакция возложила на меня.

Речевая разминка (интерактивная доска)

Сотрудникам журнала приходится много говорить, а для этого нужно обладать хорошей дикцией, правильно читать и писать, быть внимательными.

А) Полка — полька
Ложка — лодка
Разбил — разлил.
Б) Скороговорка
Три скороговорки
Прокатились с горки.
В) Чистоговорки
Ва — ва — ва — ва — в лесу выросла трава.
Зу — зу — зу -зу — мы поймали стрекозу.
Ша — ша — ша — ша — я сижу у шалаша.

Ответь на вопросы.

1. Какой большой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Части речи)

2. Какая наука изучает части речи? (Морфология)

3. На какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)

4. Какую группу мы изучаем?

5. Назовите самостоятельные части речи.

6. А сейчас «Живые вопросы». Отгадайте части речи.

(Выходят дети. Читают стихи)

А) Слова все эти говорят про разные предметы.
Котёнок, слон, тетрадь, кино.
Вопросы ставим кто? И что?
Узнали вы часть речи?

Б) Признак предмета определяю
Своими словами я речь украшаю
Отвечу всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

В) Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

2. Работа в тетради

Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах.

Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа какая у нас будет? (классная, отличная)

Вторая страница «Наука и глагол»

Отдел науки

Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел. А кто же возглавляет его? Узнаем из стихотворения — научное название: акростих.

Акростих (интерактивная доска)
Гуляет по свету,
Любитель мечтать,
А главное: очень
Газеты читать.
Он клеит, он чертит и даже поёт.
Любую работу себе он найдет.

— В этом стихотворении спряталось слово. Найдите его. (Глагол)

Применим свои научные знания о глаголе в работе.

(работа по карточкам)

— Прочитай пословицы.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь тулуп до пят надевает.
Вьюги да метели под февраль полетели.

— Объясни смысл этих пословиц.

— Подчеркни глаголы.

(Проверка)

Начинает — кончает.

— Это слова близкие по значению или противоположные?

— Как называются такие слова?

— Подбери антонимы.

(Работа в парах по карточкам.)

Кричит —
Чернеет —
Разрушает —

Третья страничка «Юный сыщик»

Отдел расследований

Нам поручили расследовать важное дело: вернуть на место буквы, которые сбежали из слов. Приготовили свои мини — компьютеры с фотороботами букв.

(Интерактивная доска)

Д.журный, м.роз, р.бота, р.сунок, з.ма.

— Какое слово лишнее? (зима) Почему?

— Какое проверочное слово?

— Какая опасная гласная в этом слове? Почему?

— Какие опасные гласные знаете? (а, я, и, о, е)

— Когда они опасны? (когда в корне на них не падает ударение, т. Е. есть выбор)

— Давайте споём песню.

Если буква гласная вызвала сомнение.
Ты её немедленно ставь под ударение.
а, я, и, о, е! а, я, и, о, е! а, я, и, о, е!
Ставь под ударение!

— Давайте не будем обижать зиму. Составим чистоговорки.

Работа в парах. Составление чистоговорок.

Буквы мы на место вернули. Теперь нужно выяснить, к каким глаголам они сбежали?

— Какой частью речи являются эти слова?

— На какие 2 группы можно их разделить?

— Образуйте от них глаголы, и вы узнаете, где они были.

Дело № 1 закрыто.

Дело № 2. (презентация)

Наша помощь требуется городу «Глагольску». Как вы уже догадались. В нем живут глаголы. Но там случилась беда: налетел ураган, и глаголы в панике выбежали из своих домов. А теперь не могут их найти.

Физминутка

Мы глаголы изучаем,
Каждый день их повторяем.
Хлопаем вот так: 1, 2, 3.
Топаем вот так: 1, 2, 3.
А поем вот так: ля, ля, ля.
А смеёмся так: ха, ха, ха.
А садимся так: 1, 2, 3.

Четвертая страница «Новость дня»

Отдел новостей.

Какой же журнал без новостей? Давайте их узнаем. (Интерактивная доска)

Работа с деформированным предложением. (В парах)

школу нашу гости в приехали

В нашу школу приехали гости.

— Что нужно знать, чтобы правильно записать предложение?

— Запишите это предложение. Подчеркните глагол.

Игра «Волшебный стул»

— На несколько секунд каждый из вас может стать диктором телевидения. (Дети садятся на «волшебный стул» и произносят новость дня — составленное предложение)

Казахская пословица гласит: «Гость придет — радость принесет»

— Сказать эту новость, выражая чувство радости.

— Какой знак мы должны поставить в конце предложения?

— Что вы делаете, когда к вам приходят гости?

— Вот и мы расскажем стихи.

Инсценировка стихотворения (Три ученика)

Мы пришли из школы
Учим мы глаголы…
Нам их выучить — пустяк,
И у нас свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу,
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал,
Я и двигал.
Я и топал.
Я и пел.
Пел, пока в у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываем — наш сосед,
Не причесан, не одет:
Прошу прощенья!
Это что — землетрясенье?
Или, может быть, слоны,
Надо мной поселены?!
— Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Мы пришли из школы,
Учим мы глаголы?

— Но мы так глаголы не учим. Это не про нас.

— Какие глаголы учили ребята?

Удивительная часть речи глагол. Слова — глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разговаривать, мечтать.

Давайте и мы с вами помечтаем о времени года, которое совсем скоро придет к нам. Как оно называется?

— Назови весенние месяцы.

Ассоциации «Весна»

— Какие первые цветы появляются весной? Правильно, подснежники. (Интерактивная доска)

— Подснежники называют «разведчиками весны». Почему?

Прием «Эмпатия» (звучит тихая музыка)

Представим себя цветком. Чтобы вы сказали человеку, который хочет сорвать этот цветок?

— Давайте и мы не будем срывать цветы.

А на этой поляне вырастим цветы, сделаем так, чтобы и у нас в классе расцвели подснежники. (Иллюстрация поляны. Каждой паре дается подснежник, на обратной стороне задание)

Работа в парах.

Весна (что сделала?)…, ручьи (что делают?)…., солнце
(что делает?)…., трава (что делает?), птицы (что делают?) … .
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать

— Покажите свои добрые лица. Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни. Как хорошо ему на лугу среди друзей. Давайте сохраним эту красоту.

Пятая страница «Нам пишут…»

Видеописьмо

К нам в редакцию пришло видеописьмо с сюрпризом. Вам нужно ответить на вопросы. (Диск. Русский язык. Начальная школа. 2 класс. Глагол)

7. Планёрка

На планерке собираются все сотрудники журнала и подводят итоги.

— Интересным, познавательным получился у нас журнал?

— Что особенно интересным?

— Понравится ли этот журнал второклассникам других школ?

8. Выставление оценок

45 минут вы трудились над составлением журнала. Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я сейчас буду вам выплачивать зарплату (выставление оценок)

9. Домашнее задание

(По карточкам)

Категория: