Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Духовная культура кочевников»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Каримов Акылбек Муратович
учитель истории и географии I категории
Лобановской средней школы
Айыртауского района
Северо-Казахстанской области

Каримов А.М.

 

Тип урока: интегрированный, повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Структура урока: сочетание этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов.

Цель урока: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа.

Задачи:

Образовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках раздела;
  • обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать в группах.

Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление.

Оборудование: карта Казахстана, интерактивная доска, предметы материальной культуры.

Актуализация урока: активизировать опорные знания учащихся, полученные при изучении темы.

План урока:

1. Развитие духовной культуры на казахской земле в средние века.
2. Литература и культура казахского народа.
3. Искусство казахского народа в 15-18веках:
   а) музыкальное искусство и казахские музыкальные инструменты
   б) айтыс
4. Традиции и обряды казахского народа:
   а) национальные традиции, обряды
   б) национальные игры

Ход урока:

1. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей

Слово учителя: Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох.

В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература, историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество и народные увеселительные игры.

Вопрос: Какие направления духовной культуры кочевников вы знаете?

— Литература и культура, народный фольклор, исторические письмена, музыкальное искусство, народные игры и т. д.)

Вопрос: Что означает термин «фольклор» и в чем особенности казахского фольклора?

Термин фольклор (англ. — народная мудрость). Казахский фольклор — богатейшее духовное наследие, часть национальной культуры казахского народа. Фольклор казахского народа представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями, стихами, посвященным явлениям природы, ритуалам, хозяйству: пословицами, поговорками, загадками, эпосом, поэтическими состязаниями (айтысами)

Он накапливался множеством поколений, в нем мудрость, вера, традиции предков.

2. Литература и культура казахского народа

Устно-поэтические традиции народа являются самобытными и многогранными, являясь неисчерпаемым родником казахской литературы и поэзии.

Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой (исследование, обобщение, анализ) по данным вопросам:

1. Основные жанры казахского фольклора

Героический эпос, обрядовая песня, лирическая песня, исторические песни, пастушеские и магические, свадебные песни, сказки и легенды, пословицы и поговорки, загадки, грустные песни, и Айтысы.

2. Крупнейшие представители поэзии жырау 16-17вв

Шалкияз Тленшиулы 1465—1560 гг.,

Доспамбет около 1490—1523 гг.,

Актамберды Сарыулы 1675—1768 гг.,

Татикара 1705—1780 гг.,

Умбетай 1706—1778 гг.,

Бухар жырау Калкаманулы 1693—1787гг.

3. Какие вопросы затрагивали жырау в своих монологах-толгау

Доспамбет: родом из знатной семьи военачальника, с крепости Азаку в ниж.течении Дона. Получил военное образование, участник военных походов. В своих песнях рисует идеальный портрет воина защищающего свою родину. Песни-жыры: «Среди ручьев, на просторе донских лугов «, «В аргамака попала стрела», «О край мой милый, Ак Жайык» он посвящает патриотической теме.

Татикара, акын родился у озера Сарыколь, в семье зажиточного скотовода. Любимец Аблай хана, за умение импровизировать в любых обстоятельствах, за бесстрашие и отвагу. В своем жыре «У камыша верхушка редкая, а корень крепкий» он прославляет героизм Бокея из рода дулатов и др.батыров. Его песни имеют историческую ценность.

Бухар жырау Калкаманулы: певец и советник Аблай хана. Унего много эпических поэм, где раскрывается история народа, этика и мораль, человеческого достоинства, думы о жизни и смерти, об изменчивости и бренности мира.

Вывод: Главная идея поэзии жырау в период становления ханства.
Это идея этатизма и сильной ханской власти. В условиях самостоятельной государственности необходимости ее защиты и укрепления значительно возвысилась роль жырау.

Иногда высказывали оппозиционную мысль, отрицательное отношение к решению хана. Это было возможно потому, что в своей критике исходили из интересов государства и авторитета в обществе, где придерживались принципа «можно лишить головы, но не слова». Красноречие считалось верхом искусства («онер алды-кызыл тил»)

Итак, главная тема поэзии жырау — сплоченность и единство государства.

3. Искусство казахского народа в 15-18веках:

А) музыкальное искусство и казахские музыкальные инструменты
В) айтыс

Слово учителя музыки:

Звучит кюй «Сарыарка» Курмангазы

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18–19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения — от младенцев до глубоких старцев.

Музыкальное искусство казахского народа является продолжением музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках 3 века до н. э. упоминаются талантливые музыканты из рода канлы. Музыка выполняет в истории народа культурно-воспитательную и эстетическую роль. Музыка передает чувства, мысли, волю человека в звуковой форме. Казахская музыка близка к его речи, вернее, к ее интонации выражающей эмоциональное отношение к окружающей среде.

Класс делится на 2 группы, которым дается задание:

1 группа — раскрыть особенности и колорит музыкального искусства казахов.

2 группа — исследовать историю возникновения казахских музыкальных инструментов.

Ответы групп:

1 группа

Музыкальное искусство казахского народа является продолжением музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках 3 века до н. э. упоминаются талантливые музыканты из рода канлы. Музыка выполняет в истории народа культурно-воспитательную и эстетическую роль. Музыка передает чувства, мысли, волю человека в звуковой форме. Казахская музыка близка к его речи, вернее, к ее интонации выражающей эмоциональное отношение к окружающей среде.

2 группа — казахские музыкальные инструменты

(Слайды)

В т. ч. демонстрируются на интерактивной доске: муз.инструменты

(Легенда о Коркыте)

4. Традиции и обряды казахского народа:

Следующее задание группам:

Подготовить и провести презентацию по следующим вопросам:

1 группа — национальные традиции, обряды

А — очищение огнем, связан с главной хозяйственной деятельностью кочевников-скотоводством. Весной при переезде на жайлау разводили огонь и скот перегоняли между кострами, как видно это было до принятия ислама.

Б — «бить в отау», при звуках рога женщины били в ведра, приговаривая: «Пусть молока будет много, а огня мало!» и ходили вокруг юрты. Согласно поверьям это увеличивала количество молока.

В — обычай «кобылий мұрындық» или «ублажить кол». Он проводился по приезде на жайляу, когда жеребят привязывали к жели — натянутой веревке и начинали доить кобылиц. И вот для того, чтобы жеребята и кобылы были упитанными, молока было много, а кумыс вкусным, верхушку кола обмазывали жиром.

Г — семейные традиции и обычаи (сватовство, гостеприимство, взаимопомощь, праздник Наурыза)

2 группа — национальные игры

(Учащиеся рассказывают об особенностях национальных игр: «Қыз-қуу», «кокпар», «алтыбакан», «аударыспак», «куме алу», «аксуйек»)

Мини-тест по теме «Искусство казахского народа в 15-18веках»

1. Гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки, ученик кюйши Узака:

А) Курмангазы
В) Жаяу Мусса
С) Биржан-сал
Д) Даулеткерей
Е) Таттимбет

2. Гениальный кюйши, автор 60 кюев, учитель Дины Нурпеисовой:

А) Жаяу Мусса
В) Биржан-сал
С) Даулеткерей
Д) Таттимбет
Е) Курмангазы

3. Кюйши-композитор, автор кюя «Сарыарка», в котором слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной степи:

А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал

4. Знаменитый кюйши-композитор втор.пол.19в., основоположник лирического направления в домбровой музыке:

А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал

5. Казахский композитор, в своих кюях создал тонкие психологические женские портреты:

А) Даулеткерей
В) Таттимбет
С) Биржан-сал
Д) Курмангазы
Е) Жаяу Мусса

6. Автор кюев «Кос-алка», «Кыз-Акжелек», «Акбала-кыз»:

А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Биржан-сал
Е) Даулеткерей

7. Кюйши-композитор, как новатор, не нарушая содержания казахской музыки, в некоторых своих произведениях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки:

А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал

8. Выдающийся казахский композитор втор.пол.19., певец и поэт, на становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г.:

А) Дайлеткерей
В) Таттимбет
С) Биржан-сал
Д) Курмангазы
Е) Жаяу Мусса

9. Выдающийся казахский композитор, в народе широко известен его айтыс с девушкой Сарой, до нас дошло 40 его кюев:

А) Курмангазы
В) Даулеткерей
С) Жаяу Мусса
Д) Таттимбет
Е) Биржан-сал

10. Выдающийся народный композитор, преклонялся перед гением Абая, посвятил ему одно из своих стихотворений, был знаком с Шоканом Уалихановым:

А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал
Взаимопроверка.

Обобщение. Выставление оценок

Домашнее задание

Категория: