Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Что называет слово. О чём расскажет предложение?»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Коровина Наталья Леонидовна учитель начальных классов первая квалификационная категория высшего уровня КГУ «Общеобразовательная средняя школа интернат № 1» СКО город Петропавловск

Тема урока: «Что называет слово. О чём расскажет предложение?»

 

Цель: обучение детей правильному согласованию слов в предложении. Учить пользоваться устной речью в разных ситуациях. Закрепить умение детей делить слова на слоги.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Речевая разминка

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

— Прочитать про себя, в то время как учитель читает в пол голоса.
— Прочитать ещё раз с увеличением темпа. (3 раза)

3. Работа по теме урока

Отгадайте загадку:

Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (паук)

— Кто такой паук?

Отдельный отряд и отдельный класс — паукообразные. От насекомых пауки отличаются по многим признакам.

У пауков 8 ног, особые передние конечности с ядовитыми коготками. Пауки первыми не нападают. Если паук случайно падает с паутины на человека, нужно аккуратно сдуть его, а не бить — иначе он испугается и может укусить. На брюшке у пауков находятся паутинные бородавки, обычно три пары с помощью которых паук плетёт свою паутину.

Глаз у пауков обычно 8, иногда 6 или совсем редко — 2. Многие самки — заботливые матери. Они плетут из паутины шарик-кокон и носят в нем паучат.

Сделать звуковой анализ слова ПАУК

Отгадайте загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…

— Кто такие муравьи?

Муравьи́ — семейство насекомых. Являются общественными насекомыми.

Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Забирают в рабство муравьёв из других муравейников

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.

Сделать звуковой анализ слова МУРАВЕЙ

Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном,
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов

Кто такая ласточка?

Городска́я ла́сточка, мелкая птица семейства ласточковых, обитательница скал, легко адаптировалась к жизни в городских условиях. Перелётная птица, зимует в Африке и в Азии. Держится стаями по берегам рек, на склонах гор, лугах, городах с каменными строениями — часто стайки этих птиц можно увидеть сидящими на проводах. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе.
Сделать звуковой анализ слова ЛАСТОЧКА

4. Физминутка

Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

5.Чтение текста сказки

Посмотрите на картинки — это герои сказки казахского писателя Ыбрая Алтынсарина
Которая так и называется. Ласточка, паук и муравей. И вы мне её сейчас поможете прочитать.
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец опросил сына:

— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

— Паук плетет паутину.

— А вон муравей, видишь?

— Вижу! Муравей несёт хворост.

— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

— Я вижу птичку. Ласточка держит травку.

Тогда отец говорит сыну:

— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину. Ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка собирает травку. Несёт её в своё гнездо, что бы птенцам было тепло.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать.

Нужно привыкать трудиться.

— Учитель начинает читать сказку, а дети следят за её чтением. Хорошо читающие ученики читают по одному предложению.

— Где шли отец и сын?

— О ком рассказал отец своему сыну?

— Что делал паук?

— Что делал муравей?

— Что делала ласточка?

— К чему призвал отец своего сына?

— Как вы думаете в чём заключается труд десятилетнего мальчика?

— А где мы с вами должны трудиться?

6. Сопоставления предложений по схемам

На доске схема предложения. Вспомните или найдите в тексте предложения, которые соответствуют данной схеме.

7. Физминутка

8. Работа в рабочих листах:

Посмотрите схемы каких слов показаны у нас на картинке?

— А ещё схемы чего мы видим с вами?

— Глядя на картинку составьте предложения из 3 слов.

А сейчас мы с вами как паучок попробуем плести паутинку. И будем мы это с вами делать в своих листах. Очень аккуратно выводя элементы букв.

(учитель делает показы на доске, прописывают в воздухе)

9. Физминутка

10. Составь рассказ по картинке

— Кого мы видим на картинке?

— Как обобщённо мы можем назвать этих животных и птиц?

А ещё кого увидели?

Кого ведёт девочка?

Как вы думаете, это живой медвежонок, или игрушка?

Как смотрят животные на игрушку?

А теперь давайте пофантазируем, что же случилось на второй картинке. Нам поможет схема предложения.

11. Итог урока

— Что для себя взяли с сегодняшнего урока?

— Чему научила нас сказка Ы.Алтынсарина?

— Что нам сегодня помогало составлять предложения?

Награждение активно работающих детей на уроке

Категория: