Хлеборобовская НСШ Район М.Жумабаева |
2 класс
Цели:
Методы и приемы, используемые на уроке: деятельностный подход; групповая форма работы; логопедическая зарядка.
Оборудование:
(Дети садятся по группам).
— Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам — научи другого)
— Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.
Под самым красивым соединением букв поставьте точку.
— Прочитайте слова (карточки со словами на доске).
Москва, Россия, граждане, Отечество, алфавит, человек.
— Какое слово лишнее? Почему? (алфавит — не гражданская тематика, граждане — множественное число и одушевленное существительное…)
— На какие две группы можно разделить слова? Докажите.
(Имена собственные и нарицательные).
По одному ученику у доски по ходу рассуждения расставляют карточки со словами, разбивая на две группы, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек (+, -, ?).
— Прочитайте вторую группу слов, Сформулируйте тему урока.
(Большая буква в словах).
— Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
(Научиться писать большую букву в словах)
— Отгадайте загадку:
— Правильно, это алфавит. Другая цель нашего урока — повторить и закрепить знания порядка букв русского алфавита.
Ученики хором и индивидуально повторяют алфавит.
— Расставьте слова в алфавитном порядке.
(Алфавит, граждане, Москва, Отечество, Россия, человек).
— Запишите эти слова по памяти.
— Кто написал все шесть слов? Поставьте себе «5».
Выставка словарей (несколько видов)
Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале — фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия — по первой букве названия, при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий). Как вы считаете, удобно ли это? Почему?
Рассматривание различных словарей. (орфографические, этимологические (толковые), орфографические, диалектных слов и др.)
Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!
— Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть.
(Дети становятся в круг)
(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
— Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя).
— Откуда пришли ваши имена?
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие — это русские имена.
Очень легко понять, что они значат. Владимир — владеет миром. А Людмила? Светлана? А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?
Имена учеников и их значения
Группы получают задание: встать в алфавитном порядке по именам.
Проверка. Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.
1. Упражнение 148, страница 93
— Как пишутся имена людей?
Вывод: Имена людей — это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
2. Имена могут быть полными и сокращенными. Запишите слова парами: полное и сокращенное.
Саша, Алеша, Нина, Дмитрий.
— Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращенных имени? (Дмитрий, Дима, Митя).
— В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир)
1. Напишите имена:
2. Кто такие тезки? (Люди, которые носят одинаковые имена).
— Есть ли тезка у тебя в классе?
— Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?
— Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?
— Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).
— Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?
— Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:
(Сидят за партами — плохо, слабо;
Просто стоят — хорошо;
Стоят, руки вверх — отлично).
1) Сочинить историю о возникновении своего имени.
2) Упражнение 149 страница 94 (записать имена девочек и мальчиков класса по алфавиту).
Литература
Источник: СК ИПК ППК