Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: «Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Учитель русского языка и литературы, высшей категории, третьего (базового) уровня Пернебаева Балхия Тургановна.

Шымкентская республиканская военная школа «Жас улан» имени Героя Советского Союза Сабыра Рахимова

Пернебаева Балхия Тургановна

Предмет: русский язык

Класс: 11 (с русским языком обучения)

Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях с соединительными, разделительными и противительными союзами.
Развивающие: Развитие интеллектуальных способностей обучающихся путем переноса знаний и умений в новую ситуацию; продолжить работу по подготовке к ЕНТ в новой форме.
Воспитательные: воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Задачи урока: Активизировать знания по теме; проверить степень сформированности представлений учащихся о сложносочиненном предложении и сочинительной связи; выявить в ходе обсуждения все случаи, когда запятая не ставится в сложносочиненных предложениях; осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении; организовать самостоятельную тренировочную работу.

Стратегия: диалоговое обучение (толстые и тонкие вопросы, уровневые задания, исследовательская беседа)

Ожидаемые результаты: ученики умеют определять и различать сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами; сформированы умения и навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении; стремятся к совместной деятельности и взаимопомощи.

Ресурсы: презентация «Сложносочинённые предложения», тесты по теме «Сложносочинённые предложения», карточки для индивидуальной работы, тексты для парной деятельности, таблица «Сочинительные союзы».

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент. Сообщение темы и целей

Деление по группам. Работа с учебником.стр.125 «Проверь себя!»

Прочитайте вопросы и поставьте  (+) рядом с вопросами, на которые знаете ответ.

1, 2 группа- 1, 2 вопросы

3, 4 группа – 3, 4 вопросы

5 группа – 5, 6 вопросы.

Урок начинается с постановки проблемной задачи:

Ребята, перед вами на доске образцы пробных  тестов  по подготовке к ЕНТ. Попробуем выполнить эти задания.

Задание. Прочитайте задание. Что требуется сделать? (Выписать цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.) Для того чтобы успешно выполнить это задание на ЕНТ, что нужно знать и уметь? (знать отличительные признаки ССП, знать сочинительные союзы, их значение;  знать, когда ставится запятая, точка с запятой, а когда не ставится; уметь различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные, уметь расставлять знаки препинания) Сформулируйте тему урока.

 (Сегодня на уроке будем работать над темой «Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами»). Синтаксис – это отношение, отношение – это всегда сложно, но мы с вами попробуем все-таки разобраться в сложных взаимоотношениях, которые присутствуют в ССП. Готовы?

Ученики отмечают  (+) тот вопрос, на который знают ответ. Самооценивание своих знаний. Это задание дает возможность ученикам разделиться на группы по уровням.

Ученики отвечают на вопрос «Для того чтобы успешно выполнить это задание на ЕНТ, что нужно знать и уметь?»

(знать отличительные признаки ССП, знать сочинительные союзы, их значение;  знать, когда ставится запятая, точка с запятой, а когда не ставится; уметь различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные, уметь расставлять знаки препинания).

Ученики сами называют тему урока.

Систематизация материала по теме.

Устные ответы

Коллективная работа

Задание для активизации имеющихся знаний обучающихся:

Ребята, начнем с того, что выясним наше с вами отношение к ССП. У каждого из вас или в паре лежит задание, выполнив его, систематизируем знания о ССП.

№ 1. Укажите неверное утверждение:

А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

В. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

Г. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятыми.

Д. По характеру союза и значению ССП делятся на три группы.

№ 2.  Выделите средства связи в сложносочиненных предложениях:

1. Он вскочил на ноги с намерением бежать, но старуха стала в дверях и вперила в него сверкающие глаза.

2. Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.

3. Иногда после слабенького отрывистого выстрела слышится звон разбитой бутылки или начинал шуметь механизм движущейся машины.

№ 3. Части сложносочиненного предложения соединяются сочинительными союзами: (выберите нужный союз)

Соединительными: тоже, зато, либо

Разделительными: зато, также, не то…не то

Противительными: да (и), однако, или

№ 4.  Объясните, почему отсутствует запятая перед союзом И:

Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова.

Объясните, почему перед союзом И стоит запятая:

Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая всех собравшихся.

№ 5. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом

А. Солнце зашло, и начало смеркаться.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Когда в ССП ставится запятая?

Когда в ССП ставится запятая?

Когда ставится точка с запятой в ССП?

Ученики совместно с учителем работают над заданиями-карточками устно.

 

№ 1. Укажите неверное утверждение:

Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

 

 

 

 

№ 2.  Выделите средства связи в сложносочиненных предложениях:

Но, и, или

 

 

№ 3. Части сложносочиненного предложения соединяются сочинительными союзами: (выберите нужный союз)

тоже, не то…не то, однако

№ 4.  Объясните, почему отсутствует запятая перед союзом И:

Между однородыми: О и О

Объясните, почему перед союзом И стоит запятая:

Это – ССП.

 

№ 5. Г.

 

Ученики, отвечая на вопросы учителя, делают выводы о ССП. (ССП - Сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно, соединены сочинительными союзами и могут быть разделены точкой на самостоятельные простые предложения. Среди них нельзя выделить главное и придаточное предложения.)

Закрепление изученного. Дифференцированные задания группам.

Разноуровневые задания.

Первый уровень

I. Составьте схемы данных предложений (знаки не расставлены).

1. Был октябрь на лугах гуляло стадо и доносило дымом с картофельных полей. 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь.

3. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки.

II. Выпишите грамматические основы предложений (знаки не расставлены).

1. Я шёл медленно посматривая на перелески на деревеньку за лощиной и вдруг ясно представил живого Некрасова. 2. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. 3. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. 4. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль.

Второй уровень

I. Выпишите из текста номера сложносочиненных предложений (знаки не расставлены).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

1. Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. 2.А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. 3.Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию. 4.Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. 5.Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. 6.На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать. 7.Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». 8.Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки». (По Н.Верзилину)

II. Укажите количество грамматических основ в предложении

И целый час они вместе пели эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

III. Тест

1. Отметьте ряд соединительных союзов:

а) но, и, что, тоже;  б) то – то, или, а, не то – не то;

в) и, ни – ни, тоже, также, да (= и);  г) либо, но, также, зато;

д) да (= но), то – то, однако, ни-ни.

2. Отметьте ряд разделительных союзов:

а) а, но, либо, зато;  б) или, либо, то – то, не то – не то;

в) зато, а, ни – ни, тоже, или;  г) чтобы, и, будто, также;

д) и, что, тоже, либо, или.

Третий уровень

  1. Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания. 1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид. 2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы. 3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

Ученики выполняют самостоятельно дифференцированные задания в группах.

Подготовка к ЕНТ

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

Тематический тест. Самопроверка. 

Оценивание по стикерам.

Ученикам , успевшим выполнить все задания, даются доп. задание – тест на 5 мин., а затем самостоятельно проверяют его и оценивают себя.

Итог урока

Оценки за урок

Рефлексия

Вернемся к доске. Задание. Назовите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью -1.

Полезен ли с точки зрения подготовки к ЕНТ вам показался урок? Какие вопросы возникли, над чем ещё стоит работать?

Подведение итогов на листках учета знаний – средний балл – оценка за урок

На столах лежат разного цвета смайлики. Выберите и мне покажите:

Зеленый – положительное отношение

Красный – отрицательное отношение

Желтый – не знаю

Ученики отвечают на вопросы, которые помогают сделать выводы по проделанной работе.

Домашнее задание

по выбору

1 уровень – Написать сочинение  «Назарбаев – выдающийся лидер Казахстана», используя ССП.

2 уровень –  эссе

3 уровень – сочинение из 5-ти   предложений.

Ученики самостоятельно выбирают задание и делают записи в дневниках.

 
Категория: