Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Осенняя палитра

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Т. П. Мушкет
Саумалкольская школа-гимназия № 2
Айыртауский район

6 класс

Тема: Осенняя палитра | Фото с сайта sunhome.ru

Цель:

  1. Формирование образного представления учащихся об осени.
  2. Отработка навыков работы в различных жанрах изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Закрепить на примере осени понятие о жанрах: пейзаже, портрете, натюрморте. Выполнить осенний натюрморт в технике аппликации.
  2. Развивать творческое воображение, образное мышление и фантазию.
  3. Воспитывать чувство восприятия прекрасного, чувство цвета и художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность:

  • электронная презентация;
  • пейзажи И.Левитана, В.Поленова, А. И. Куинджи, Клода Моне, Е.Нолан, Р.Кульбатырова;
  • рисунки учащихся (осенние пейзажи и портреты осени);
  • кроссворд, мозаика.

Оборудование и материалы:

  • музыкальный ряд (Г. Свиридов «Осень», П. И. Чайковский «Осенняя песня»);
  • магнитная доска;
  • цветная бумага, клей, ножницы, заготовки изображений овощей и фруктов.

Ход урока

I. Вступление

Учитель. Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему урока, вам необходимо собрать картину из кусочков, указать её название и автора. (Слайд 1).

Ученик собирает мозаику на интерактивной доске.

Учитель. Назовите работу и её автора.

Ученик. Это картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Учитель. Вы правы. Наш урок посвящён осени. Тема урока «Осенняя палитра». Сегодня мы постараемся представить осень в разных жанрах — в пейзаже, портрете и натюрморте. Вспомним эти жанры и выполним натюрморт в технике аппликации. (Слайд 2).

II. Основная часть

1. Беседа о пейзаже

Учитель. «Унылая пора! Очей очарованье!» — так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. А вот такую осень смог увидеть и описать Иван Алексеевич Бунин —

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

Осень красивое время года. Осенний пейзаж вобрал в себя все цвета радуги и множество оттенков этих цветов.

Учитель. Вы сейчас услышали слово «пейзаж». Что называется пейзажем?

Ученики. Пейзаж — это изображение природы.

Учитель. Что должен знать художник, чтобы выполнить пейзаж?

Ученики. Художник должен знать, что такое линия горизонта, точка схода и использовать законы перспективы.

Учитель. Что такое линия горизонта?

Ученики. Это линия, находящаяся на уровне глаз, которая делит на рисунке землю и небо.

Учитель. Что такое перспектива и каковы её виды?

Ученик. Перспектива — это правило изображения предметов на плоскости, которое помогает почувствовать пространство. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная связана с линиями, а воздушная — с цветом предметов.

Учитель. Послушайте стихотворение об осени З.Федоровской.

Ученик.

    Осень на опушке краски разводила.
    По листве тихонько кистью проводила —
    Пожелтел орешник и зарделись клены,
    В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
    А ручьи лесные — чистоты хрустальной,
    Льется разговор их холодно печальный,
    Утешает осень, — не жалейте лето,
    Посмотрите, роща золотом одета.

Учитель. Художница-осень играет всевозможными цветами. Это богатство красок привлекало и привлекает многих художников. Сейчас мы познакомимся с работами некоторых из них.

(Демонстрация слайдов 3–11 с осенними пейзажами И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В.Поленова, Клода Моне, казахстанских художников Е.Нолан и Р.Кульбатырова).

Учитель дает краткое пояснение по ходу демонстрации слайдов.

Учитель. На прошлых уроках мы с вами выполняли осенние пейзажи. Посмотрим, что у нас получилось. Учащиеся комментируют работы. (Слайд 12, 13, 14).

Учитель. Спасибо за рассказ. Ко мне в руки прилетели осенние листья со странными загадками: (слайд 15, листья с загадками)

    Все лето над нами о чем-то шептали,
    к зиме под ногами они зашуршали.
    (Листья)
    Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет, и поет, убаюкивает?
    (Дождь)
    Клены смотрят удивленно: маляра и краски нет…
    Кто ж окрасил их, зеленых, в красный и лиловый цвет?
    (Осень)

2. Беседа о портрете

Учитель. А как бы выглядела осень на портрете? Что такое портрет?

Ученики. Портрет — это изображение человека.

Учитель. Послушайте стихотворение о портрете.

Ученик.

    Если видишь, что с картины
    Смотрит кто-нибудь на нас:
    Или принц в плаще старинном,
    Или вроде верхолаз,
    Летчик или балерина,
    Или Колька — твой сосед,
    Обязательно картина называется портрет.

Учитель. Дома вы должны были выполнить портрет Осени. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 16, 17, 18).

Учащиеся представляют свои работы.

3. Беседа о натюрморте

Учитель. Осень красива не только своими пейзажами, но она богата всевозможными природными дарами. Из даров осени можно составить замечательные осенние натюрморты. А что такое «натюрморт»?

Ученики. Натюрморт — это группа предметов, составленная по замыслу художника.

Учитель. Что необходимо знать художнику, чтобы изобразить натюрморт?

Ученики. Надо правильно составить композицию, учесть равновесие предметов в постановке, определить центр композиции.

Учитель. Что такое центр композиции?

Ученики. Самый большой предмет или яркий по цвету. Он может находиться в центре или смещён в сторону.

Учитель. Сейчас мы послушаем стихотворение о натюрморте.

Ученик.

    Если видишь на картине
    Чашку кофе на столе,
    Или морс в большом графине,
    Или розу в хрустале,
    Или бронзовую вазу,
    Или грушу, или торт,
    Или все предметы сразу,
    Знай, что это натюрморт.

(Слайд 19, натюрморт «Завтрак с омаром» Адриана ван Бейерена)
Учитель поясняет, почему голландские художники называли свои натюрморты «stilleven» — «тихая жизнь», дает пояснение к картине Адриана ван Бейерена.

4. Самостоятельная работа

Учитель. Сейчас вы должны составить свой осенний натюрморт в технике аппликации. Слово «аппликация» — латинское слово, переводится — «прикладывать». Мы уже знакомы с этой техникой. У вас на столах цветная бумага, клей, ножницы, заготовки предметов. Работаем в парах (формат работы А3). Учтите законы композиции, центр композиции, цветовое решение.

(Слайд 20, заставка аппликационного натюрморта). Включается музыкальное сопровождение. Ученики работают в парах. Учитель помогает по мере необходимости.

5. Презентация работ (Слайд 22, работы детей: осенние пейзажи и портреты Осени).

III. Закрепление знаний

Ученики пишут ответы на интерактивной доске.

Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

  1. Жанр в котором изображают человека?
  2. Инструмент скульптора.
  3. Как называется жанр изобразительного искусства изображающий природу?
  4. Жанр изображающий группу предметов расставленных по замыслу художника?
  5. Краски в состав которых входят белила.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель. Сегодня мы увидели много ярких цветов на палитре Осени. И саму Осень мы смогли представить и изобразить в разных жанрах изобразительного искусства: пейзаже, портрете, натюрморте, Мы любовались красотой осенней природы, радовались осенним дарам и восхищались портретами Осени. Хочется, чтобы такую осень увидели все люди, чтобы они, как мы, почувствовали радость от увиденного и бережней стали относиться к природе.

IV. Домашнее задание

Понаблюдайте за природой и сделайте несколько зарисовок деревьев.

Категория: