Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема: Колебательное движение

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мещанова Галина Михайловна, учитель математики и физики, первая квалификационная категория, КГУ Чистопольская средняя школа  район им. Г. Мусрепова

Цель: изучение колебательного движения.

Задачи:

  • сформировать представление о колебательном движении и его особенностях;
  • выработать у учащихся умения составлять кластер, систематизировать знания, упорядочивать их.
  • развивать способность и умение наблюдать природные явления и процессы;
  • повышать мотивацию к учению, обсуждение экологических проблем, связанных с изучением механических колебаний.​

Оборудование: вертикальный пружинный маятник, груз на нити, поплавок в цилиндре с водой, видеофрагмент, слайды.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

1. Дать определение механического движения. Примеры.
(это изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел).

2. Какие виды механического движения Вы знаете? (равномерное и неравно мерное). Примеры.

3. Что называется равномерным движением? (движение без ускорения, т.е. движение с постоянной скоростью), т.е. а = 0.

4. Дать определение неравномерного движения. Привести примеры. (это движение с ускорением, т. е. с изменяющейся скоростью, причем скорость может меняться как по модулю, так и по направлению).

5. Назовите виды неравномерного движения. (равноускоренное и криволинейное). Примеры.

6. Каким видом движения является свободное падение тел? Почему? (равноускоренным, ​ т.к. , т.е. сонаправлены).

7. Почему движение тела, брошенного вертикально вверх, является равнозамедленным? (, т.е. векторы скорости тела и ускорения направлены противоположно).

8. Как направлены векторы скорости и ускорения при криволинейном движении?

(они перпендикулярны по отношению друг к другу, т. е. )

9. Как называется движение, которое возникает при отделении от тела какой-либо части или в результате присоединения к телу другой части? Примеры. (реактивное). (Движение ракет, реактивных самолетов, каракатиц, кальмаров, осьминогов и т. д.)

10. Какие величины являются общими для вышеперечисленных видов движения? (скорость, ускорение, перемещение, траектория)

11. Какими величинами дополнительно характеризуется криволинейное движение? (период, частота, угловая скорость, угол поворота)

12. Слайд 1 (таблица)

Слайд 1

III. Изложение нового материала

1. Создание проблемной ситуации (показ фрагмента из к/ф «Колебания в физике» или демонстрация колебаний: игрушка — неваляшка, маятник нитяной и пружинный, метроном

Вопрос: Чем этот вид движения отличается от других видов движения?

Ответ: Повторяемостью или периодичность.

Движение или процессы, которые точно или приблизительно точно повторяются через определенные промежутки времени называются колебаниями.

Запишем тему сегодняшнего урока: «Колебательное движение»

Изучать данную тему будим, опираясь на план:

1. Работа по учебнику: параграф № 24, № 25.

1 группа

  • Выписать определение понятия ​«колебание»
  • выписать примеры колебаний
  • выписать главное отличие колебательного движения от других видов движения.

2 группа

  • выписать условия возникновения колебательного движения
  • выписать виды колебаний

3 группа

  • выписать определение понятия «период колебаний», формулу для вычисления.
  • выписать определение понятия «частота колебаний» ,формулу для вычисления.
  • выписать определение понятия «​амплитуда колебаний»

Выступление групп сопровождается показом слайдов.

2. Заполнение кластера.

Слайд

3. Наглядное представление о движении тела при механических колебаниях.

Видеоролик

IV. Закрепление

  1. О каком новом виде движения вы узнали на этом уроке?
  2. Чем этот вид движения отличается от других?
  3. Назовите виды колебаний.
  4. Каковы условия возникновения колебаний?
  5. Назовите основные величины, характеризующие колебательное движение.
  6. Решение задач упр 21 (3,4)
  7. Составьте синквейн по данной теме.

V. Домашнее задание: п 24, 25 упр 21 (1, 2)

Таким образом, колебания являются очень распространенным видом движения. Без колебаний невозможна работа наших внутренних органов, работа многих механизмов (отбойный молоток, швейная машинка) невозможны многие природные явления (приливы и отливы, восход и закат), но, с другой стороны, не было бы такого грозного и разрушительного явления, как землетрясение (сообщение учащегося.)

Землетрясение — это мощные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре. Чаще всего землетрясения бывают в районах горообразования. Земля резко сотрясается, появляются трещины. Они бывают настолько широкими, что в них может провалиться автомобиль. Землетрясения, в свою очередь, вызывают такие страшные явления, как цунами (гигантская волна, ее высота может достигать свыше 60 метров) и грязекаменные потоки (сели), снежные лавины, способные привести к катастрофическим разрушениям и жертвам.

Видеоролик

Подведение итогов: Рефлексия

Использованные источники:

https://festival.1september.ru/articles/565630/
https://natursciences.area7.ru/?m=874
https://lib.convdocs.org/docs/index-87922.html

Категория: