Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Театрализованная деятельность в дошкольной организации: задачи и реализация

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Стукало Любовь Алексеевна воспитатель, вторая категория, ГККП «Ясли-сад „Ақ қайың“», Петропавловск, Казахстан

Стукало Любовь Алексеевна

Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша.
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она очень близка и понятна ребенку. С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагогов — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, в свои возможности.

Известно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 9 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает активных, жизнерадостных, деятельных и мечтательных детей, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных. Спасение их зависит во многом от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь дошкольника и дарит ему радость.

Это потталкивает обратиться к этой деятельности, потому что соответствующим образом организованная деятельность (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциям в театрализованной игре способна обогатить и развить эмоциональный опыт ребенка, научить его применять эмоции в повседневной жизни и даже устранить и смягчить такие нарушения, как враждебность, агрессивность, тревожность.

Целью работы является: развитие и воспитание ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно-богатой, творческой личности.

Посредством организации театрализованной деятельности, решаются многие актуальные проблемы педагогики и психологии:

  • художественное образование и воспитание детей;
  • формирование эстетического вкуса;
  • нравственное воспитание;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
  • создание атмосферы творческого переживания и перевоплощения, импровизации;
  • предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.

Эта работа строится на следующих принципах:

  • импровизационной;
  • гуманности;
  • систематизации знаний;
  • учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

Задачи развития в театрализованной деятельности педагоги решают совместно с музыкальным руководителем. Эта работа проводится на специально организованных занятиях и в совместной деятельности педагогов и детей. В ходе нее дети знакомятся с историей театра, учатся выступать в роли актера и зрителя, знакомятся с различными видами театра, а также принимают участие в инсценировках сказок, стихотворений, играх-драматизациях. Совместно проводятся постановки сказок.

С помощью театрализованной деятельности расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке этих мероприятий дошкольники учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия. Играя роль, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их самостоятельного развития. В роли, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают каждому ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать их с помощью движений, жестов, мимики.

Во время занятий по театрализованной деятельности развивается интонационная выразительность речи детей, решаются задачи развития навыков монологической и диалогической речи, развивается дыхательный аппарат, дети учатся самостоятельно подбирать средство выразительности, а также знакомятся с русским фольклором. Работа эта может проводиться как в первой половине, так и во второй половине режима дня ясли — сада по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление — занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

Второе направление — работа над ролью.

В ходе работы по первому направлению решаются задачи: способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

Детям предлагаются задания

— на развитие фантазии
— на развитие мимики, жестов, поз

С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике предлагаем детям игры на восприятие чувств по поведению.

Второе направление — работа над ролью. Как строим ее?

Знакомство с инсценировкой: о чем она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание их любимых блюд, занятий, игр;
  • сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
  • анализ придуманных поступков;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма.

Одним из основных средств развития личности ребенка, является предметно-пространственная среда, обеспечивающая театрализованную деятельность детей. При создании среды нужно обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребенка.

В каждой группе создается театральная зона, а также «уголок» уединения, где ребенок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.

Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников требует создания своеобразных зон приватности — специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: игрушку, украшение, костюм, и др., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов детей в зоны театрализованной деятельности помещаются разные виды кукольного театра, детские рисунки. Материал периодически обновляется.

Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зонах театрализованной деятельности находятся разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкально-гимнастический зал), где проводятся театрализованные занятия и разнообразные праздники.

Таким образом, при создании развивающей среды учитываются принципы:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организация «зон приватности»,
  • предоставления права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • поли функциональность использования помещений и оборудования.

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволяет преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Такая организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с другими взрослыми.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т. к. взрослые и дети выступают как равноправные партнеры взаимодействия.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются: стеснительные становятся смелыми, раскрепощенными; сильно шумные, подвижные стараются сдерживать свои «порывы» и направлять их в нужное русло, учатся работать в коллективе, прислушиваться к партнеру по игре. Все это развивает не только эмоционально — волевую сферу детей, но и воспитывает их, знакомит с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателями вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, хочется отметить развитие эмоциональной отзывчивости через театрализованную деятельность будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Очень важно, чтобы педагог был заинтересован в таких занятиях Известно, что заинтересовать ребенка, чем-либо, взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, то отдается этому делу без остатка, всеми фибрами своей маленькой души прорастает в нем. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Надо постараться сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выдумку, шутку, веселье. Все это как раз и предоставляет театрализованная деятельность.

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать,
Все, что на свете, человечно!
Здесь все прекрасно — жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!