Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Способы реализации коммуникативного подхода на уроках грамматики

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Капелюшная Любовь Николаевна учитель английского языка первой категории гимназия «БЭСТ» г. Петропавловск

Способы реализации коммуникативного подхода на уроках грамматики | Фото с сайта elger.ru

Организация коммуникативно-ориентированного урока грамматики

Каждый этап урока — организационный момент, объяснение новой темы, её закрепление должен проходить динамично и интересно. Психологи называют интерес главной силой, движущей процесс познания. Чтобы постоянно поддерживать его, необходимо составлять задания различного назначения, широко применять грамматические игры.

Если в течение урока время, когда говорили учащиеся, значительно превышает время, когда говорил учитель, этот урок смело можно назвать коммуникативным. Учитель может выступать, как носитель информации во время объяснения темы или как наблюдатель во время работы парами и в группах. Он может быть координатором, воспитателем, слушателем в одном лице. Учитель должен располагать к общению и быть сведущ в темах, интересующих его участников.

Коммуникативно-направленное обучение сегодня, безусловно, является методическим стандартом. Школьные учебники несут идею максимального вовлечения обучаемого в процесс обучения, а все методы строятся на коммуникативной «парадигме обучения». Но не стоит думать, что при таком подходе все дело сводится к общению на английском языке.

Слово «коммуникативный» вовсе не означает разговорный. Оно скорее подчеркивает активное взаимодействие, двунаправленное движение. Коммуникация может происходить и посредством текста, через видео — и аудио материалы, при чтении книг, прослушивании музыки.

В общих чертах, коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное систематизированное обучению английскому языку в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности. Коммуникативный подход фокусируется на следующих параметрах:

  1. Взаимодействием участников в процессе общения
  2. Уяснение и достижение общей коммуникативной цели
  3. В попытках объяснить и выразить вещи различными способами
  4. Расширение компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками

Учитель при использовании коммуникативного подхода, как правило, выступает в качестве помощника, друга, советчика.

Задача учителя и учеников — научиться работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения.

На своих уроках я активно использую коммуникативные методы и приемы.

При обучении грамматики можно использовать ролевые игры (role plays). Дети очень любят инсценировать или быть участниками воображаемых ситуаций. Временный уход от реальности не только повышает интерес учащихся на уроке, но и значительно расширяет сферу использования языка. Играют ли они роли исследователей джунглей, подростков, спорящих с родителями или продавцов магазинов, важно то, что они используют вариативные ситуации, выходящие за рамки класса.

Вот пример ролевой игры «Избирательная кампания» для тренировки употребления пассивных конструкций будущего времени и выражения общений:

Учащимся дается задание подготовиться к избирательной кампании кандидата в городской маслихат. Кандидат должен продумать, что пообещать избирателям, для того чтобы получить наибольшее количество голосов. Например:

  • — The main road will be built.
    — Poor families will receive support.
    — A new factory will be opened.

Формирование навыков употребления утвердительной, вопросительной и отрицательной форм времен Past (Progressive, Perfect) можно провести в игре «Alibi». Учащимся предлагается ситуация, например:

A food store was robbed yesterday.

Двое учеников, «подозреваемых», отправляются за дверь и должны придумать себе алиби, т. е. должны быть готовы описать свои действия во время преступления, доказать, что они провели время вместе и поэтому невиновны. Класс играет роль детективов и готовит вопросы для допроса. «Подозреваемые» затем допрашиваются по одному и доказывают свою причастность или непричастность к преступлению.

Или такой прием:

— If objects could talk… (Если бы предметы умели разговаривать)

Я приношу с собой различные предметы: билеты на концерт, театральные программки, монеты, брелки, камни, сувениры, значки, т. е. любой предмет, который может храниться дома по какой-либо причине.

Класс делю на небольшие группы (три-четыре человека), каждая группа получает по одному предмету. За 5–10 минут предлагаю ученикам сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своем хозяине. Можно дать установку на использование, например, Past Simple или Past Simple Passive.

После подготовки один из членов группы знакомит класс с историей, которую они сочинили. Учитель комментирует прослушанную историю, рассказывая, как в действительности данный предмет попал к нему, почему он ему дорог, и т. д., и ребята узнают, насколько они приблизились к истине.

Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных грамматиках, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативные проблемы.

Коммуникативные грамматические игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый грамматический материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Игра — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество), когда приходится заниматься менее приятными вещами.

Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Для отработки структуры в Past Simple, используется прием «цепочки»:

Каждому учащемуся предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную тему, например: «А New Воу». Учитель придумывает первое предложение «Last year a new boy appeared in Tom and Mary’s class», a учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию по цепочке. Можно сделать это упражнение забавней, если предложения записывать на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

Пример игры для отработки вопросов общего типа — «Don’t say yes or no» , когда ведущему задаются общие вопросы, на которые он не должен давать ответы «Yes’V’No»

  • — Do you like to read?
    — Only detective stories.
    — Is it Friday today?
    — It was yesterday.

Для отработки видовременных форм глагола использую разноцветные карточки.

Очень простой и эффективный прием и дети проявляют высокую»
активность.

  • Желтые — слова маркеры.
  • Оранжевые — вспомогательный глаголы.
  • Голубые — смысловой глагол в разных временах.

1. Работа в группах.

Раздаю комплекты слов-маркеров и соответствующих видовременных форм.

Задание: Кто быстрее поможет друзьям встретиться?

2. Соревнование: (2 команды)

На доску прикрепляю слева слова-маркеры обратной стороной, справа ситуативные картинки.

1. Команды по очереди выходят и составляют:

  • а) утвердительные предложения
    б) вопросительные предложения

Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется наиболее эффективной, особенно если речь идет об организации обучения в средней школе. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.

Категория: