Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Современные интерактивные методы обучения для эффективного урока

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гилазова Галина Викторовна учитель начальных классов КГУ Гимназия № 38 г. Караганда

Современные интерактивные методы обучения для эффективного урока

В период социально-экономического развития Казахстана, предъявляются новые требования к обучению школьников начальных классов. Большое значение имеет и то, что научно-технический прогресс предъявляет не только новые требования к самому человеку, но и к системе образования. Возникшее противоречие между растущим объемом информации требует перехода к новым современным технологиям обучения школьников. Становится необходимостью изменения в работе учителя для улучшения качества и развития эвристического и творческого мышления учащихся, их становления и саморазвития, овладения ими инструмента управления собственной образовательной деятельностью.

Что же такое Интерактивные методы и средства обучения?

Интерактивный метод обучения — это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы. Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися для
развития научной, образовательной и практической деятельности субъектов образовательного процесса.

Весьма актуальной в данных условиях становится оптимизация внедрения в учебный процесс инновационных методов и средств обучения за счет развития научно-методической и материально-технической базы, обеспечения информационного и дидактического сопровождения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции учителем информации и в ее последующем воспроизведении учащимися. Учащиеся находятся в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация. Односторонняя форма коммуникации присутствует не только на уроках, но и на практических занятиях. Это могут быть ответы на поставленные учителем до начала занятий вопросы. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Интерактивный метод обучения это совершенно другая форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данного метода, предполагает не просто высказывания обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение собственных знаний в процесс обучения.

1. Учащиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Учащиеся лучше учатся, если учитель активно поддерживает их способ усвоения знаний

3. Учащиеся лучше воспринимают материал, если учитель делит предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения учеников, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: использования ИКТ технологий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов, в сочетании с внеурочной деятельностью учащихся.

Компетентностный подход требует от учителя изменения процесса обучения. Приоритет отдаётся:

  • диалогическим формам общения, совместного поиска и решения поставленных задач, разнообразной творческой деятельности учащихся.
  • учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и давать свои пояснения, о том, что они знают и о чем думают.
  • особенность компетентностного подхода- высокий уровень взаимно направленной активности учителя и учащихся, их тесное взаимодействие.

Главная задача учителя организовать активную деятельность своих подопечных. Учитель не даёт готовых ответов, а ждет взаимодействия, и побуждает своих учеников на поиски правильных решений.

При проведении уроков учитель:

  • пробуждает у учеников интерес;
  • поощряет активное участие каждого в учебном процессе;
  • обращается к чувствам каждого ученика/цы;
  • способствует эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывает многоплановое воздействие на учащихся;
  • осуществляет обратную связь;
  • формирует у учащихся мнения и отношения;
  • формирует жизненные навыки;
  • способствует изменению поведения.

Интерактивные формы обучения в начальных классах, которыми успешно пользуется учитель:

Обучающие игры (ролевые, деловые, круглые столы)
Творческие задания (написать эссе, реферат, написать свое мнение по поводу просмотренного видео материала, ответить на вопросы)
Приглашение на уроки специалистов (посещение музеев, театров, научных центров)
Изучение и закрепление нового учебного материала (с использованием ИКТ технологий, использование сократических вопросов, ученики выступают в роли учителя и т. д.)
Разминки (по ЗОЖ, по актуализации знаний, для внимания)
Психологические тренинги в начале и в конце урока.
Обсуждение проблем (диалог, конференция)
Разрешение проблем («мозговой штурм», «дерево решений», «лестница успеха», «светофор»)

Основные правила интерактивного обучения:

а) работают и участвуют все ученики,
б) учащиеся психологически настроены на определенный вид учебной деятельности,
в) подготовлено место обучения: ученики меняют свои группы, существует мобильность в группах, создаются разные по количеству группы,
г) четкое выполнение правил: уважать чужое мнение, не спорить, не кричать отстаивая свою точку зрения, быть внимательными друг другу, не перебивать мысль другого.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

В классе создаётся благоприятная, творческой атмосфера; развивается коммуникативная компетенция; сокращается пассивная работа и увеличивается объем самостоятельной работы;
развиваются умения и навыки владения ИКТ; формируется и развивается умения и навыки самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; повышается гибкость и доступность учебного материала.

Итоги подводятся в конце любого урока. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет. Учитель может спросить учеников, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли. Хорошо, если постоянно поощряются активные участники различными доступными способами: выражается устная или письменная благодарность, вручаются звёздочки, флажки, сладкие призы и т. д. Доверяю на следующем уроке активным участникам прошлого урока наиболее ответственные задания, быть капитаном команды, лидером, учителем, или учить другого и т. д.

Использованная литература:

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования М.,2003
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. — М.: МПСИ, 2005.
3. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций, Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011
4. Карпенко М. Новая парадигма образования ХХI в. Высшее образование в России.2007, № 4.

Категория: