Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Счастье быть увиденным учителем

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ольга Алексеевна Ворочевская учитель химии, первая квалификационная категория, НП ЦО «Лицей Столичный», г. Астана

Ольга Алексеевна Ворочевская

Химия — наука экспериментальная, содержащая мощный развивающий потенциал : способствующая развитию общеучебных и исследовательских у томений, способов самоконтроля, творческих способностей и творческого мышления, интеллектуальных способностей, классификационных умений, научного стиля мышления. В то же время, в современном обществе, насыщенном эмоциональной, легкодоступной информацией, химия может оказаться трудным и нелюбимым предметом. Сложность заключается в рациональном стиле предмета, а также в том, что изучается то, чего нельзя увидеть и трудно представить. Очень важна наглядность, важно то, как сможет учитель организовать работу учеников с моделями разного вида (шаростержневыми, экспериментальными, формульными), важно и использование ассоциаций. Наглядность не должна быть «мёртвой», необходимо, чтобы были задействованы все каналы восприятия, необходима деятельность самих учеников. Только так учебная информация может перейти в устойчивый внутренний образ, собственный для каждого. Учителю необходимо информацию озвучить, показать, дать поработать с объектами и, наконец, создать творческую проблемную ситуацию для выполнения задания различными способами. Но учитель химии совсем не волшебник, очень важен вопрос — где взять время, которого всегда не хватает, чтобы каждый взял максимум информации?

Сознание каждого человека можно представить в виде дома, в котором три окна — одно прозрачное, другое затемнённое, а третье решётчатое. Нам удобнее смотреть на мир через прозрачное окно. Оно у каждого своё, у одного — визуальное, у другого — аудиальное, у кого-то — кинестетическое. А кто- то легко воспринимает информацию в виде формул (так называемые дигиталы). Я думаю, где-то здесь лежит сундучок с добавочным (или потерянным) временем. Если помнить и учитывать, что среди наших подопечных — большая часть правополушарные дети (информация по данным многочисленных нейропсихологических исследований), не склонные к абстракции, для которых неудобны алгоритмы и, что очень важно, большую часть информации усваивающие прямо во время урока, а не при выполнении домашнего задания, то изменится и содержание, и форма заданий на дом, будет пересмотрена необходимость алгоритмического подхода к решению задач. И что так же интересно — для них (правополушарных) удобно изучение материала от общего. Конкретного — к частному, в нашем случае — от изучения конкретных веществ. Классов веществ с их свойствами — к строению на уровне атома!

Представьте ситуацию, что один человек долго пытается что-то объяснить другому и не знает, что общается с глухим... Или другой пример — в виде картинки из Ералаша — после многочасового мучительного объяснения наконец звучит фраза: «ААА! Так бы и сказали!» А сколько времени при этом потрачено.

Могу сказать одно — каждый класс своеобразен, не может быть совершенных учебников, конспектов и заданий, не всем нужны и полезны алгоритмы. Нет у меня и кратких однозначных ответов на все прозвучавшие проблемы и вопросы. Необходимость применения тех или иных приёмов рождается, исходя из конкретных ситуаций. Главное, чтобы в арсенале учителя были различные технологии и стратегии. Главное, чтобы мы видели конкретного ученика!

Один из методических приёмов, применяемый мной на уроке в 8 классе при повторении вопроса «Классификация веществ» — подача одного задания в нескольких формах, удобных для восприятия учащимися с различными репрезентативными системами. Цель задания — распределить предложенные вещества по классам, так сказать, навести порядок в химической лаборатории. При этом задание представлено в следующих формах:

1. Интерактивное задание, в котором ученик работает с компьютером, перетаскивая мышью баночки с веществами на нужные полочки химического шкафа.

Рисунок 1

(ссылка на интернет — ресурс httpss://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a099d-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_010.swf)

2. Работа с реальными веществами в баночках и моделью лабораторного шкафа (при этом некоторые вещества в целях безопасности заменены внешне сходными, а на баночках наклеены необходимые для задания этикетки — формулы.)

3. Разрезка — карточки с формулами всё тех же веществ и карточки с надписями условных полок из шкафа — классов веществ.(задание по моделированию шкафа в лаборатории выполняется на магнитной доске или на парте, лучше всего карточки приклеиваются на лист.)

4. Устное задание с определениями и озвучиваемыми на слух названиями или формулами веществ.

5. Предложенный учениками вариант выполнения задания (для мотивации — например как задание команде противников.)

В зависимости от особенностей учащихся, общую стратегию выполнения задания по классификации в различные годы и в разных классах я предлагала учащимся следующую:

1 вариант — работа в группах, в каждую из которых попадают ученики, самостоятельно выбравшие разные виды выполнения задания от 1 до 5. Затем общий отчёт каждой группы.
2 вариант — каждый ученик выполняет все виды задания, но последовательность выбирает сам.
3 вариант — прохождение группами учеников 5 станций
Другие варианты — зависят от ситуации с конкретными учениками.

Чем глубже вникаешь в психофизиологические вопросы, тем становится сложнее и значимее собственная роль как педагога и как человека в судьбе учеников, с помощью которого они познают окружающий мир. Главное, чтобы на общие вопросы каждый учитель нашёл свои ответы, свою волшебную палочку, с помощью которой он сможет сделать мир вокруг из сложного — интересным и познаваемым, а не скучным и непонятным. Приведу высказывание ведущего современного специалиста в области бизнес — образования, психологии и просто успешного бизнесмена и человека Брайана Трейси, относящееся к преподавателям и родителям: «Если Вы научите своего ребёнка верить, что он способен достичь любой цели, которую поставил перед собой, решить любую задачу, вы преуспеете на своём поприще и окажете ребёнку неоценимую услугу».

Творческих всем успехов!

Категория: