Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Ролевая игра «Оперативная связь в деятельности организаций»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бренинг Вера Владимировна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории, отличник образования Республики Казахстан, ГККП «Уральский колледж информационных технологий», ЗКО, г. Уральск

Бренинг Вера Владимировна

В играх рождается творчество.

В.А.Сухомлинский

Введение

Сообщающее обучение, в процессе которого ученик получает все знания в готовом виде, сильно сокращает возможности развития самостоятельного мышления и действий учащихся. Ведь известно положение:

Только то, становится действительно прочным достоянием субъекта, что прошло через самостоятельное его решение, самостоятельную мысль, самостоятельное действие, плюс гордость за свое самостоятельное решение, повышение веры в свои силы и способности.

Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация, решить которую необходимо практически. Где нет проблемы – нет и творческого мышления. Развитие мысли, творческой самостоятельности, усвоение знаний и умений и творческое их применение – все это цели проблемного обучения, которые наиболее полно реализуются в нетрадиционных формах уроков.

Одним  из видов нетрадиционных форм уроков являются игровые уроки, которые представляют собой мощное дидактическое средство.

“Без игры школа превратится в скучнейшее казенное заведение,которое сушит и опустошает сердце…”

В.А. Сухомлинский

Игровые уроки выводят учащихся из состояния пассивности и безразличия, способствуют выявлению у них индивидуальных способностей.

Эффективность ролевой игры заключается в следующем:

  •  вовлекается вся группа  в активную познавательную деятельность;
  •  проводится закрепление изученного материала;
  •  приобретаются умения и навыки применения полученных знаний на практике;
  • развиваются мыслительные и интуитивные способности учащихся;
  • воспитываются навыки работы в коллективе, принятие совместных решений, ответственность за выполненную работу;
  • ощущение учащимися себя в определенной профессиональной роли.

Методика проведения игры

За одну-две недели до проведения внеклассного мероприятия, преподаватель знакомит учащихся в общих чертах с темой ролевой игры «Оперативная связь в деятельности организаций». Учащиеся получают заранее несколько заданий:

  • повторить профессиональную терминологию;
  • повторить тему: «Основные и дополнительные устройства ПК»;
  • повторить тему: «Оперативные системы связи»;
  • продумать название и девиз фирмы.

Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов.

Ведущий:

Добрый день, дорогие гости, уважаемые члены оценочной комиссии и участники нашего мероприятия! Все в сборе, и мы начинаем наше внеклассное мероприятие в форме ролевой игры «Оперативная связь в деятельности организаций».

Цели ролевой игры:

  • Учиться четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
  • Учиться применять полученные знания в деловой обстановке.
  • Развивать мышление, деловую активность, навыки работы в коллективе.
  • Воспитывать в себе ответственность за произведенную работу.
  • Воспитывать терпение и тактичность поведения.

В процессе ролевой игры будет работать оценочная комиссия, которая  будет внимательно следить за ходом мероприятия и профессиональной деятельностью учащихся, оценивать ответы на вопросы, результаты работы, учитывая активность и дисциплину учащихся.

Критерии оценки деятельности ВТК:

  1. Каждый ответ  учащегося-сотрудника ВТК  оценивается по пятибалльной системе и засчитывается его фирме.
  2. Активность сотрудников фирмы оценивается по трехбалльной системе.
  3. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины оценивается по системе 

от – 3 балла до + 3 балла.

Начинаем игру и    «для начала, для порядка проведем сейчас зарядку».

Разминка  «Зарядка для Ума» (приложение 1).

Методика проведения «Зарядки для Ума»:

  1. Быстро читаются вопросы. За каждый правильный ответ  учащийся получает один балл.
  2. Действует принцип поднятой руки.
  3. Баллы засчитываются ВТК – фирмам.

Разминка окончена,  и мы приступаем к ролевой игре «Оперативная связь в деятельности организаций».

Эпиграфом к игре будут слова Б. Шоу:

«Единственный путь,  ведущий к знанию  — это деятельность»

Суть ролевой игры состоит в следующем: учащиеся группы распределяются по временным трудовым коллективам (ВТК), которые выполняют определенные задания и отчитываются за проделанную работу.

В нашем случае ВТК – это фирмы по комплектации компьютерного оборудования. В каждой фирме имеются следующие должности – это руководитель, курьер, операторы сотовой связи, исполнители и информаторы.

Сегодня наши мероприятия:

1.  Подготовительный этап

2.  Работа ВТК

Информационная минутка

3.  Отчетность

4.  Подведение итогов

Подготовительный этап.  Руководители ВТК – временных трудовых коллективов назначены заранее. Формирование коллективов ВТК  производится методом жеребьевки: учащиеся берут билетики, где написана одна из цифр 1, 2 или 3, и распределяются по ВТК – фирма 1, фирма 2 и фирма 3. Затем руководители распределяют роли между сотрудниками  в своих коллективах. Руководитель и все сотрудники обсуждают название и девиз своей фирмы.

Давайте вспомним условие  успешной  предпринимательской деятельности  -

«Если где-то в мире есть полезная информация, предназначенная для вас, она должна быть доставлена вам незамедлительно».

Каждая организация оперирует документированной и недокументированной информацией. Например:

  • Документированная информация: юридические нормы, законы, приказы, постановления, распоряжения, приходные и расходные документы, отчеты и т. д.
  • Недокументированная информация: о роде деятельности фирмы, об ассортименте и ценах продаваемых товаров, о возможных торговых сделках и т. д.

Возникает вопрос:

Какими способами может передаваться информация
в системах административного управления?

  • путем переноски (перевозки) информационных документов курьером (или по почте);
  • с использованием систем автоматизированной передачи информации по каналам связи.

Ролевая игра будет проходить под девизом:

«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет».

В.Белинский

В процессе трудовой деятельности надо помнить:

«Зарытый клад ржавеет и гниет,

Лишь в обороте золото растет.»

Работа ВТКРуководители получают пакеты, где находятся задание, должностные обязанности сотрудников, таблицы для заполнения и бланки отчетов. Все сотрудники изучают свои должностные обязанности (приложение 1), осуществляют поиск клиентов – покупателей и поставщиков, заполняют таблицы (приложение 2) и производят расчеты. По окончанию расчетов руководители составляют отчеты (приложение 3).

Информационная минутка – Каждая команда представляет новости информационных технологий.

Отчетность. После выполнения работы каждый руководитель представляет отчет своей фирмы о результатах работы (письменно и устно). Затем сотрудники фирм должны ответить на вопросы.

Вопрос фирме 1.

  • Какие виды оперативной связи использовала ваша фирма? Все ли было предельно ясно?

Вопрос фирме 2.

  • Как решали спорные вопросы, с кем советовались?

Вопрос фирме 3.

  • Какой вид оперативной связи,  на ваш взгляд, лучше: курьерный или сотовый?

Подведение итогов. Произвести разбор затруднительных ситуаций.

Рефлексия (устно)

  • Понравилась ролевая игра?
  • Что мешало в работе?
  • Что помогало в работе?
  • Что вы чувствовали?
  • Интересно было?
  • Оценивание результатов деятельности ВТК.
  • Награждение победителей.

Литература

  • А. Тулегулов. Информационные системы в производстве. Учебник. Издательство «Фолиант». г. Астана, 2009
  • В. Л. Бройдо. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов. ПИТЕР,  2005

Приложение

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF