Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие внимания и интереса через игровые ситуации

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Рахимова Зухра Каримовна учитель Агрономовской НШ

Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, для учителей и воспитателей. Он впервые включается в серьёзную общественно значимую деятельность — учение.

А основная задача школы состоит в том, чтобы вооружить учащихся знанием основ наук, сформировать личность гармонический сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.

Став школьниками, дети многое будут делать в первый раз. И от того какими будут эти первые шаги в школе, зависит дальнейшее отношение ребёнка к учению, к учителям, к своим сверстникам. Каждый ребёнок имеет свои положительные качества. Важно подметить это и показать сильные стороны каждого, всему детскому коллективу. Также почти у каждого ребёнка есть слабые стороны. Организуя жизнь детей, опытный учитель строит воспитание так, чтобы преодолеть эти недостатки.

Духовный мир ребёнка закладывается в начальных классах. Если что-то существенное упущено в начальных классах, даже если они не замечены, то обязательно скажутся в подростковом возрасте. В таком случае придётся иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее.

Причины и источники многих успехов и неудач ребёнка надо искать в реальном процессе обучения детей в начальной ступени. Учителям хорошо известно какую большую роль играет поведение школьников в учебной деятельности.

От организованности учащихся иногда зависит судьба и результаты обучения в течении всего учебного года, а иногда и последующих классах. Особенно заметно взаимосвязь и взаимозависимость ученика и поведения у младшего школьного возраста. По многочисленным наблюдениям видно, что основы учебным успехам, положению учащихся в классе, школе, их отношению к себе, учебной деятельности, её результатам, к своему настоящему и будущему закладываются именно в младших классах. Обрекать детей на неполноценную учебную деятельность, пусть даже по неведению, пусть не всех, а какую-то часть из них, мы не имеем право.

Что это за особенности, которые учитель должен хорошо знать и постоянно учитывать? Всем детям без исключения свойственно наивная вера в успешность своего пребывания в школе, в учёбе и поведении. Дети верят в доброжелательность учителя. У всех эта вера сочетается с надеждой занять достойное место. Учитель должен понимать, что ребёнок отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное для себя, надеется на успех, одобрение учителя. Огромное влияние на детей оказывает поведение учителя. Оно начинается с общего тона, каким он ведёт урок.
Дети во многом подражают учителю иногда бессознательно, а иногда и сознательно:

«Я хочу быть, как наша учительница». Если учитель раздражителен, всегда всем недоволен, невыдержан, резок, то и дети становятся нервными, начинают бояться учителя, неохотно идут в класс. Если учитель энергичен, весел, деятелен это настроение в определённой мере передаётся детям.

Первое время пребывания в школе, большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную со всеми её особенностями, правилами и требованиями. Для полноценного выполнения учебной деятельности у них ещё нет необходимых умений и навыков, не развиты произвольное внимание, само регуляция, прилежание, усидчивость, работоспособность. У детей не сформированы мотивы учения, а учебную деятельность они оценивают как новый, более серьёзный вид игры, с новыми правилами и результатами.

В учебной деятельности должны доминировать элементы, формы и правила игровой деятельности с её живостью, динамичность — эмоциональным подъёмом, смелой сменой содержания и приёмов организации.

Важным условием эффективности обучения является умение учителя организовать на уроке внимание детей. Основным условием успешности обучения как считал К. Д. Ушинский — это внимание. Ученик легче будет воспринимать, понимать, запоминать содержание нового материала тогда, когда он внимательно слушает объяснения на уроке и тем самым он облегчает свою дальнейшую работу.
Внимание! Сосредоточились, начинаем урок!

Как часто с этими словами мы обращаемся к своим детям. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решением многих задач, большое внимание придаю воспитанию произвольного внимания.

Для развития активности и внимания учащихся в урок ввожу игровые ситуации. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, развиваются творческие способности. Так как у детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приёмам в учебно-воспитательной работе означает нарушение одного из принципов обучения, учёта возрастных особенностей.

Игра обязательно должна быть связана с темой урока. Например, на уроке математики в 1-м классе проводила игру «Заметь всё» на наборном полотне выставляю в один ряд 5–6 картинок с изображением (животных, зверей, птиц). Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки. Время фиксирую (не более 10 с), затем предметные картинки закрываю и предлагаю детям перечислить их, назвать последовательность. Меняю местами две-три картинки и спрашиваю — что изменилось?

ФФФФФ

Убираю одну из картинок и спрашиваю: «Какая картинка исчезла?», прошу описать её. Игру «Заметь всё» можно проводить с теми же заданиями, но заменить предметные картинки геометрическими фигурами.

Ученикам задаю соответствующие вопросы:«Какие фигуры изображены на рисунке? Сколько их? Какого они цвета? последовательности изображены?»

Прошу каждого ученика проделать эту работу на парте используя для этого индивидуальный счётный материал.

ФФФФФ

При изучении темы: «Умножение и деление на 3» провела игру» Не дай упасть воздушным шарам» Чтобы шарики не упали, закрой «Дыры» вставив в окошко пропущенные числа.

ФФФФФ

Целью этой игры является закрепление таблицы на 3.

В 3 классе при закреплении вычислительных навыков в один из этапов урока включила игру «Ты мне, я тебе» Ученик бросает мяч другому ученику и задаёт пример на сложение, вычитание, умножение и деление, тот в свою очередь возвращает мяч водящему и даёт ответ.

В устный счёт включаю задачи на развитие логического мышления используя игровой материал из журналов.

Например:

Пять пальцев рвут траву,
Другой рукою тоже рву.
Я травкой угощу коня
Ну, сколько пальцев у меня?

Пять малышек медвежат,
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится?

Также в урок включаю игру-шутку «Буква-озорница». Цель этой игры — тренировка учащихся в определении звуковой структуры слова и логического мышления.

Вот примеры некоторых стихотворении:

Тащит мышонок в норку —
Огромную хлебную горку (корку)

На поляне
Вырос зуб (дуб) лесной.

У печки (речки) с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса — мышление, внимание, память.

Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дать новые знания, заставить мыслить. Игры должны обеспечить формирование учебной деятельности. К таким играм отношу хорошо известные и применяемые мной игры: «Заселим аквариум», «Математическая рыбалка» — на уроках математики.

При изучении новых букв, при чтении слогов я провожу такие игры как — «Солнышко», «Плывём по волнам», «Лабиринт», «Слоговая туча», «Соберём слова в корзинку», «Часы».

ФФФФФ

Для успешного осуществления учебной деятельности, необходим определённый уровень сформированности у учащихся механизмов мышления и памяти.

Примером таких игр служат игры: «Продолжи счёт», «Доскажи словечко» и др. Очень важно то, что игры требуют от детей сообразительности, внимания, учат выдержке, настойчивости, развивают воображение, умение находить правильное решение.

Использовать игры на уроке мне помогают такие пособия, как журнал «Начальная школа», книги «Занимательное азбуковедение», «Занимательная грамматика», «Занимательная математика» различные газеты на которых нахожу детские стишки.

Таким образом игра — это средство умственного и нравственного воспитания детей. Средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять определённые действия, решать задачи, вспоминать орфограммы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. Для младшего школьного возраста учение — новое и непривычное дело.

Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушение уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Не приучаю детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке.

Даже робкие и застенчивые дети охотно включаются в игры. Разумеется, не допускаю, чтобы обучение превращалось в сплошную игру. Когда ученики становятся старше, то они понимают, что учение не игра, а труд и труд серьезный, ответственный, радостный и увлекательный.

Наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс задаёт вопросы: «Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? И каждый решает эту проблему по-своему. Подводя итог, я отмечу, что каждый ученик интересен своей уникальностью, и моя задача — сберечь эту уникальность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого я.