Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лакасова Аимгуль Мейрамовна, воспитатель, среднего уровня, КГКП «Специальный детский сад № 13 «Алтынай» город Экибастуз

Лакасова Аимгуль Мейрамовна

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт.

Игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей.

В игре у детей формируется интерес к игрушкам, предметно—игровым действиям с ними, формируются сами предметно—игровые действия, и закладываются основы сюжетно- ролевой игры.

Ценность игры состоит еще в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности — через действие в условных, придуманных обстоятельствах.

В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, отношения детей и взрослых. Дети учатся играть рядом, не отнимать игрушки друг у друга, сотрудничать, достигать общей цели, также усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.

Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка; для индивидуального занятия на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно — игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действия с игрушкой переходит к сюжетно—отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом со взрослым, а затем вместе со своими сверстниками. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально—приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает умению подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для общества.

Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре со взрослым; на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

Особо важное значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.

Для того, чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

К сожалению дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна.

У детей с нарушением интеллекта грубо нарушена способность к игровой деятельности, так как имеет место;

  • недоразвитие игровой деятельность;
  • недоразвитие пространственного гнозиса;
  • нарушение зрительного и слухового восприятий;
  • нарушение внимания и неумение сосредотачиваться на задании;
  • неумение дать словесный отчет о проделанных действиях;
  • неумение использовать имеющиеся знания в новых ситуациях;
  • нарушено понимание речи.

Взрослые играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.

Обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т. д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но не сильно загружая разнообразием действий единовременно.
Любая игровая деятельность предусматривает наличие трех компонентов: действие, знание, общение. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла игры с помощью педагога заменяет одни предметы другими. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действия с предметами осуществляется на занятии. Игра же показатель того, как ребенок усвоил эти знания.

Развитие мышления у детей с нарушением интеллекта в игре теснейшим образом связана с формированием у них представлений об окружающем мире и находится во взаимодействии с воображением. А развитие воображения опирается на прошлый опыт детей, который расширяется в процессе обучения, ознакомления их с окружающей действительностью.

Разнообразие игр и интерес, которые они побуждают в детях, возрастает по мере того, как прогрессирует умственное развитие детей. Одной из существенных сторон умственного развития является умственная активность. В сюжетно-ролевой игре дети с нарушением интеллекта с помощью педагога анализируют и обобщают полученную информацию:

1. Прежде всего, это дидактический прием сравнения, предполагающий развитие у детей способности к анализу и обобщению.

2. Создание проблемной ситуации — для активации мышления у детей, в рамках которой они учатся самостоятельно находить практическое решение задачи (предметы-заменители). Следует побуждать детей к самостоятельному выходу из сложных ситуаций.

Одной из первостепенных задач в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, является выявление индивидуальных особенностей. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюдается неустойчивость и непосредственность сложных социальных чувств. И поэтому, только знание индивидуальных особенностей, их достоинств и недостатков позволяет педагогу решать сложные задачи воспитания нравственных чувств у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.

Таким образом, для детей с ОВЗ в игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.
.