Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры»

 

Приглашаем принять участие в III международном творческом конкурсе  «Здравствуй, школа!», посвященном Дню знаний

III международный творческий конкурс «Здравствуй, школа!»

Прием конкурсных работ осуществляется с 1 по 30 сентября 2018 года

Подробнее смотрите на сайте www.азбука.kz

Версия для печатиВерсия для печати
 

Овчинников Евгений Павлович учитель физической культуры, высшая категория, педагогический стаж 35 лет. КГУ «Асановская средняя школа», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, с. Асаново.

Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры»

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что «сегодня спорт — это имидж всей страны».

Учебный предмет «Физическая культура» — это система знаний о ценностях физической культуры и спорта как неотъемлемой части общей культуры современного общества, направленной на воспитание культуры двигательной активности с целью укрепления физического и психического здоровья, а также формирования здорового образа жизни.

Практическая цель данного предмета — это получение знаний о ценностях физической культуры как части общей культуры современного общества. Она направлена на развитие и совершенствование двигательных способностей и воспитание нравственных качеств человека, а также обучение правилам здорового образа жизни, так как здоровье учащихся — самая большая ценность, которую школа, в частности, учитель физкультуры, обязан сохранить.

Моя тема самообразования: «Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры»

Целью моей деятельности является воспитание у школьников потребности в двигательной активности и формирование навыков коллективного взаимодействия через спортивные игры, в частности, через волейбол.

Задачи:

— обучить основам знаний о психическом и физическом развитии личности и ее совершенствовании через командную игру;
— повысить способности организма до соответствующего уровня возрастным и половым особенностям учащихся;
— приобрести и расширить опыт работы в команде через игру в волейбол;
— сформировать потребности в укреплении здоровья;
— использовать приобретенные навыки на уроках, соревнованиях, турнирах, во внеклассной работе

В 2014 году я начал работать по теме «Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры».

В связи с этим объектом исследования является процесс развития двигательных качеств учащихся через приобщение игры в волейбол.

Необходимо остановиться на основных принципах, которые помогают мне в моей работе и прежде всего в достижении определенных результатов.

Принцип наглядности во многом предопределяет успешность обучения игры в волейбол, баскетбол, футбол. На начальном этапе обучения это важно для того, чтобы создать у учащихся правильное представление о приеме игры, которое предстоит изучить. Это помогает тщательно анализировать технику игры, находить ошибки и намечать пути их исправления.

Принцип доступности — все задания должны соответствовать возможностям учащихся, то есть их возрасту, полу, индивидуальным особенностям.
Одно из основных требований при обучении навыкам игры в волейбол — овладение техникой. Для этого я учитываю уровень развития физических качеств, состояние здоровья, степень физической выносливости. Большую роль здесь играют подготовительные упражнения.

Принцип прогрессирования предполагает систему усложнения заданий, увеличение объема и интенсивности нагрузок. В процессе занятий задания по физической, технической, тактической подготовке усложняю упражнения; ввожу упражнения с применением гимнастической скамейки, скакалки. Применяю круговую тренировку.

Принцип прочности предполагает овладение навыками игры в волейбол не только в процессе учебных игр и игровых тренировок, а самое главное, в условиях важных соревнований.
Усвоенные умения и навыки учащиеся должны использовать в трудовой деятельности, учении, быту и других условиях жизни. Все это достигается при соблюдении принципов, о них я говорил раньше.

Направленность на результат. Физкультура как учебный предмет развивает прежде всего двигательные качества учащихся, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на весь учебный процесс в целом. Отсюда и стремление к высоким результатам в спортивных соревнованиях.
Тренировки стараюсь проводить без перерыва, в системе. Перерыв в занятиях может свести на нет усилия учителя, (тренера) и учащихся (волейболистов).

Постепенное увеличение нагрузок поможет подготовить учащихся-волейболистов к предельной мобилизации сил во время соревнований. В процессе учебных занятий на протяжении года и ряда лет постепенно усложняю задания по технике, тактике, физической и интегральной подготовке, систематически использую предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения ее интенсивности.

Для развития скоростных и силовых качеств учащихся в разделе «Спортивные игры» в 5-11 классах я применяю следующие упражнения: передвижение короткими отрезками с изменением направления движения, чередованием прыжковых упражнений и ускорений.

Для развития прыгучести у детей использую различные виды прыжков со скакалкой, через скамейку, использую гимнастическую стенку.

Для развития координации активно использую теннисные мячи, передачу мяча в быстром темпе.
Передвижение с использованием площадки от линии к линии со специальными заданиями, то есть касание линии, прыжки со сменой ног — эти упражнения также способствуют развитию координации и быстроты.

Так, в 7, 8, 9 классах все эти упражнения я применяю в разделах «Волейбол», «Баскетбол».
Эти задания являются специальными и подводящими упражнениями для приобретения и отработки навыков игры в волейбол, баскетбол.

Такие виды работы как упражнения в парах, тройках с мячами очень эффективны для развития двигательных качеств учащихся.

Чередование занятий, нагрузки в них стараюсь сделать такими, чтобы обеспечить восстановление и рост работоспособности учащихся.

Все эти виды деятельности развивают взаимопонимание, дух товарищества, коллективизма, взаимопомощи, что, несомненно, укрепляет психику детей, помогает обрести уверенность в себе. А участие детей в соревнованиях способствуют приобщению к здоровому образу жизни, отвлекают от чрезмерного увлечения компьютером и других вредных привычек. Для некоторых ребят уроки физкультуры, занятия спортом, в частности, волейболом, определили жизненный выбор. Это выпускники Асановской СШ Овчинников Дмитрий, Сычкова Валерия, Инютина Юлия, Овчинников Антон, Танакулов Айса, Обухов Юрий, Вирт Антон, Киреев Нариман.

На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы занимают призовые места не только на районном, но и на областном и республиканском уровнях. И основа для будущих достижений и побед закладывается именно на уроке, а мастерство оттачивается и отрабатывается на систематических тренировках.

Приведу примеры наших результатов и достижений.

Тугаев Аблай — двухкратный чемпион РК по волейболу, обладатель Кубка РК (г. Усть-Каменогорск, победитель спартакиады среди юношей (г. Петропавловск), бронзовый призер международных соревнований г. Уральск); Бейнерт Ольга — трехкратная Чемпионка РК по волейболу, КМС
Бузенюс Эмма — восьмикратная Чемпионка РК по волейболу, КМС

2008-2011

Район турнир по волейболу (ко Дню Независимости РК)

Грамота, 1 место

2011

Районный«Ак Бидай-2011» (волейбол)

Диплом 3 место

2010-2011

Областной «Ак Бидай-2011» (волейбол)

Диплом 3 место

2012

 Районный«Ак Бидай-2012» (волейбол)

Грамота акима района 1 м

2012

Районная спартакиада по волейболу, посвященная 67-летию Великой Победы и Дню Батыра

Грамота 1 место

2012

Районные соревнования по футболу  2009г.р. и младше

Диплом, 1 место

2012

Областной турнир по волейболу, посвященный 55-летию Овчинникова Е.П.

Диплом, 3 место

2012

Областной турнир по волейболу на базе Асановской СШ

Диплом, 3  место

2013

Чемпионат области по волейболу (дев1998-99г) среди ДЮСШ

Диплом, 2 место

2012

Чемпионат РК по волейболу (девушки1999г)

Диплом 1,2 место

2012

Международный турнир по волейболу  среди девушек 1999г.р. и младше, г.Хромтау (Бузенюс Э.)

Диплом, 1место

2009-2011

Тугаев Аблай – двухкратный чемпион РК по волейболу, обладатель Кубка РК (г.Усть-Каменогорск, победитель спартакиады среди юношей (г.Петропавловск), бронзовый призер международных соревнований г.Уральск)

Дипломы, грамоты, медали

2013

Чемпионат области среди уч-ся ДЮСШ 1998г.р. и младше

Кубок, грамоты 2 место

 

2014-2015 учебный год

 

 

2014

Осенний Чемпионат РК о волейболу среди девушек 1999-2000 г.р. г. Актобе (Бузенюс Эмма)

Диплом

1 место

2014

Открытое первенство района по волейболу, посвященное памяти К.Мальгаждарова

Грамота

1 место

2015

Международный турнир по волейболу среди девушек

Грамота

1 место

2015

Областной Кубок по волейболу среди девушек

Грамота

3 место

2015

Управление физической культуры и спорта СКО

Грамота

 

2015

Ак-бидай – 2015 (волейбол)

Грамота

1 место

2015

Районные соревнования по волейболу среди мужчин, посвященных 70-летию Победы в ВОВ

Грамота

1 место

2015

 РОО «За активное участие в спортивной жизни района»

Грамота

 

2015

Районное первенство по пляжному волейболу среди молодежи

Грамота

1 место

 

2015-2016 учебный год

 

 

2016

Летний Чемпионат РК по волейболу среди девушек 1999-2000 г.р.(Бузенюс Эмма)

Диплом

1 место

2016

Первенство области ДЮСШ по волейболу среди юношей 2001-2002 г.р.

Диплом

1 место

2016

Первенство обл ДЮСШ по волейболу среди юношей 2000-01г.р.

Диплом

1 место

2016

 РОО «За активное участие в спортивной жизни района»

Грамота

 

 

2016-2017 учебный год

 

 

2016

Благодарственное письмо РОО

 

 

2017

Благодарственное письмо акима Кызылжарского района

 

 

2017

Зимний Чемпионат РК по волейболу среди девушек 1999-2000 г.р. г Павлодар (Бузенюс Эмма)

Диплом,

1 место

2017

Чемпионат РК по волейболу среди девушек 1999-2000 г(Бузенюс )

Диплом,

1 место

2017

Чемпионат г. Петропавловск по волейболу среди девушек «Молодежная лига»

Грамота

3 место

2017

Первенство области среди учащихся ДЮСШ по волейболу среди девушек 2000-2001г.р.

Диплом,

1 место

2017

Обл спартакиада « Жастар» по волейболу среди дев 2000-2001г.р.

Диплом,

1 место

2017

Чемпионат области по волейболу среди девушек 2002-2003 г.р.

Диплом,

1 место

2017

Благодарственное письмо Управления физической культуры и спорта акимата СКО

 

 

2017

Районные соревнования по  летнему президентскому многоборью среди мужчин в возрастной категории 60 лет и старше

Грамота

2 место

2017

Районные соревнования по волейболу «Наурыз мейрамы»

Грамота

1 место

2017

Республиканские игры «Ак-Бидай», г.Актобе(женщины)

Диплом

1 место

Таким образом, развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры имеют немаловажное значение не только в формировании навыков коллективного взаимодействия, но и воспитывают характер, личностные качества, формирует навыки работы в команде, что оказывает большое влияние на выработку активной гражданской позиции будущих граждан Республики Казахстан.

Литeратура

1. Нурсултан Назарбаев. Выступление перед членами Национальной сборной Казахстана на XXX Олимпийских играх в Лондоне. Астана, 2012 г.
2. Физическая культура. Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. — Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. — 34 с.
3. Физическая культура: Учебная программа для 10-11 классов уровня общего среднего образования. — Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. — 14 с.
4. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. — Омск, 1979.
5. https://fizkult-ura. ru. Voleibol. dok
6. Infourok. ru