IV международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Развитие коммуникативных способностей у учащихся с нарушением слуха на уроках математики в начальной школе

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Жаксылыкова Галия Калкеновна учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, стаж 25 лет, КГУ «СОШИ для детей с нарушением слуха» города Караганды

Развитие коммуникативных способностей у учащихся с нарушением слуха на уроках математики в начальной школе

Единство процесса обучения школьников знаниям основ наук и словесной речи — важнейший принцип современной сурдопедагогики. Реализуя этот принцип, учителя обязаны уделять должное внимание как усвоению программного материала по математике, так и формированию так называемой математической речи.

Развитие речи, в данном случае математической речи учащихся, является одной из задач математического образования, ибо логическая и стройная математическая речь способствует ясности понимания, развитию мышления у учащихся, формированию коммуникативных возможностей.

Для слабослышащих учащихся словесные пояснения не могут в полной мере выступать в качестве связующего звена между практическими операциями и их математическим описанием.

Средством с помощью которого преодолевается этот разрыв, является специальное обучение словесному комментированию соответствующих предметных и математических операций и действий. Умение комментировать формируется у школьников постепенно. На начальном этапе обучения большое внимание мы уделяли применению на уроках математики различных дидактических игр для развития памяти, мышления, диалогической и монологической речи учащихся. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся стараемся организовать работу парами, в группах, с «маленьким учителем». Такие игры как: «Какая геометрическая фигура исчезла?», «Геометрическое лото», «Сверху-снизу, высоко-низко», «Построй домик из фигур», «Веселый счет» содействуют развитию не только математических представлений и знаний у учащихся, но и способствуют развитию устной разговорной речи, умению вступать в диалог с одноклассниками и учителем, оценивать ответы друг друга.

«Какая геометрическая фигура исчезла»

Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах.

Эта игра содействует развитию внимания, более точному представлению о геометрических фигурах и запоминанию терминологии.

В этой игре мы особое внимание уделяем диалогу, правильности высказываний.

На доске карточки со следующими геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.

Предварительно с детьми ведётся диалог:

— Мадина, что это?

— Это треугольник.

— Мадина, спроси у Жанибека почему эта фигура называется треугольник?

— Потому, что у треугольника три стороны.

— Дамир, что это?

— Это квадрат.

— Дамир, спроси у Рыстамбека почему квадрат?

— Потому, что у квадрата все стороны равны.

Показывается картинки (квадрат, прямоугольник).

Затем детям дается задание запомнить геометрические фигуры. Дети стараются их запомнить в течение 10-12 секунд. Затем они отворачиваются или закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из фигур. Дети поворачиваются и пытаются определить, какая из фигур исчезла, изображают её в тетрадях, а потом дают ответы.

Мы задаём вопрос:— Рыстамбек, спроси у Жанибека какой фигуры нет?

Жанибек отвечает и показывает свой рисунок фигуры в тетради.

Геометрическое лото.

Цель: Закрепить знания учащихся о форме, величине и цвете предмета.

При проведении данной игры, закрепляются знания учащихся о форме, величине и цвете предметов.

Задания:

а) форме;
б) величине;
в) по цвету;

— Дамир, почему ты положил эти фигуры вместе?

— Потому что у них одинаковая форма.

— Жанибек, почему ты положил эти фигуры вместе?

— Потому что они одного цвета.

Затем задания можно усложнить:

а) выбери карточки с треугольниками красного цвета;
б) выбери карточки с треугольниками синего цвета;
в) выбери карточки с квадратами... цвета и т. д.

В процессе всей игры необходимо добиваться от учащихся оречевления своих действий.

При работе с «маленьким учителем», старалась создать такую ситуацию, чтобы ученик самостоятельно выступал инициатором диалога.

«Сверху-снизу, низко-высоко»

Цель: закрепить у детей знания о противоположных понятиях.

Наглядность: На доске висит картина с изображением голубого неба, зелёного поля, реки. В коробке лежат картинки самолёта, птиц, зверей.

Ход игры: К доске вызывается один ученик и он должен выбрав одну картинку прикрепить к нужному месту в картинке:

Например: — На небе — сверху летит самолёт.
— В воде — снизу плавает рыба.
— На дереве — высоко сидит белка.
— На земле — низко стоит заяц.

Другие ученики проверяют правильность ответа.

Развитие мышления у учащихся с нарушениями слуха напрямую зависит от уровня их речевого развития, позволяющего использовать речь как основное средство мыслительной деятельности. У данных детей на начальном этапе обучения такие широкие речевые возможности, как правило ещё отсутствуют, что затрудняет процесс формирования логического мышления и требует от учителя поиска новых путей и возможностей его развития.

Сейчас наши ученики во втором классе и мы стали больше внимания уделять тренировке детей в выполнении логических операций над свойствами конкретных предметов, входящих в рассматриваемое множество. Такие задания как выделение признаков предметов, например:

Что можно сказать о форме арбуза, помидора, лимона?
Из каких цифр состоит число 27?
С какой цифры начинаются числа 14,58,23?
Вставь пропущенные числа.
Найди общие признаки у следующих чисел:

А) 5 и 15;
Б) 12 и 21;

Следующие задания способствуют развитию коммуникативных способностей у учащихся, так как от детей требуется комментирование своих действий. Например, задания с определённой инструкцией:

Выпишите все примеры на вычитание и найдите значение разностей.
Выпишите все примеры на сложение и найдите значение их сумм.

Эти задания способствуют развитию не только вычислительных навыков развития математической речи, но и пониманию и запоминанию словесных инструкций. Обычно мы даём 3 столбика примеров и заметили такую закономерность: сильные учащиеся допускают 1-2 ошибки в третьем столбике, а слабоуспевающие учащиеся допускают ошибки во 2-3 и даже иногда в первом столбике примеров. Отсюда можно сделать вывод, что ученики не сохраняют полученную инструкцию при выполнении задания, поэтому необходимо еще больше внимания уделять развитию коммуникативных способностей учащихся, памяти и логического мышления.

Целью всей нашей работы является создание условий для успешного развития коммуникативных способностей учащихся и математики являются одним из средств достижения этой цели.

Использованная литература:
1.И. М. Гилевич, К. Г. Коровина. «Развитие логитческого мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками».
2.Л. И. Тигранова. «Умственное развитие слабослышащих детей».
3.А. Г. Зикеева, В. В. Тимохина. «Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих».
4.Е. Г. Речинская, Е. В. Пархалина. «Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе».
5.Т. К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике».

Категория: 

V Международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий