Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Разработка системы тестового контроля учащихся

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Трембач Алекандр Николаевич преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории, стаж 34,5 года КГУ «Агротехнический колледж с. Саумалколь Айыртауского района» Северо-Казахстанкая область

Трембач Алекандр Николаевич

Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании.
Д. И. Менделеев

Если ты хочешь обладать знанием форм вещей, то начинай их изучение с отдельных частей первой формы, и не переходи ко второй, пока не усвоил хорошо в памяти и на практике первую.
Леонардо да Винчи

Задание с выбором одного правильного ответа

Задания с выбором одного правильного ответа больше других распространены в тестовой практике, что объясняется их сравнительной простотой, традицией и удобством для автоматизированного контроля знаний. К недостаткам таких заданий относят возможность запоминания неправильных ответов. По этому поводу было написано. Но ничего не доказано, что запоминается и как. Другой недостаток — возможность угадать правильный ответ.

Обвести кружком номер правильного ответа.

1. Поршни современных двигателей отливают из

Простой                                    1) чугуна
                                                  2) алюминиевого сплава

2. На мощность двигателя размеры поршня

Противоречивый                       1) влияеет
                                                 2) не влияет

3. Смесеобразование дизельных двигателей бывает

Противоположность                1) внешним
близка к противоречию             2) внутренним

Поскольку различия между принципами противоречия и противоположности запоминается не сразу, можно сказать так: противоречие выражается отрицанием, а противоположность — подбором антонимичных ответов.

В заданиях с тремя ответами принцип противоположности проявляется в трех вариантах. Первый вариант представляет пример, когда имеется всего только три возможных состояния.

4. Увеличение размера поршневой группы на объем двигателя влияет на

Противоречие                             1) увеличение
                                                   2) уменьшение
                                                   3) остается неизменным

5. Коленчатые валы штампуют из

Противоположность                   1) углеродистой стали
посредством союза                     2) стали или магниевого чугуна
или, а также другими                   3) меди
средствами

Если число ответов рав но четырем и более, их лучше располагать в два столбца.

6. Автомобили, имеющие блоки, расположенные в один ряд

Однородность

1) ВАЗ-2108
2) ГАЗ-5312
3) КамАЗ-5320
4) ГАЗ-24

7. Чтобы включить первую передачу автомобиля ГАЗ-24 рычаг КПП следует переместить

1) влево и назад
2) вперед
3) влево и вперед
4) назад
5) вправо и назад

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Недостатки заданий с выбором одного правильного и наиболее правильного ответа компенсируются достоинствами заданий с выбором нескольких правильных ответов. В автоматизированном контроле (самоконтроле) вместо обведения кружком добавляется «Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов» Пример,

8. Признаками работы двигателя на богатой смеси являются

1) переохлаждение двигателя
2) хлопки в двигателе
3) перегрев двигателя
4) хлопки в карбюраторе
5) появление черного дыма из глушителя
6) перерасход топлива

Задания открытой формы

В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Соответственно, нечего и выбирать. Испытуемый сам пишет ответ в бланке, или набирает его с клавиатуры компьютера. Задания открытой формы формулируются в виде утверждений, которые превращаются в истинное высказывание, если ответ правильный и в ложное, если ответ неправильный. Заданиям предшествует инструкция, состоящая из одного слова — «Дополнить».

9. КШМ преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня от НМТ в ВМТ и наоборот во вращательное движение коленчатого вала.

10. Турбокомпрессор в двигателе служит для увеличения мощности двигателя.

Второй принцип композиции заданий в открытой форме является вариативность (фасетность) содержания задания. В заданиях открытой формы фасетность проявляет себя следующим образом:

Задания на установления соответствия

Задания этой формы названы по самому существенному элементу деятельности тестируемых: в них надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого столбца. Задания на установление соответствия позволяют проверить так называемые ассоциативные знания.

14. Впускные и выпускные клапана в цилиндре двигателя будут находиться, если поршень расположен

1. В ВМТ конца такта выпуска? а) впускной открыт
2. В ВМТ конца такта сжатия? б) впускной закрыт
3. В НМТ конца такта впуска? в) выпускной открыт
4. В НМТ конца такта рабочий ход? г) выпускной закрыт
5. В близи ВМТ конца такта выпуска?

Ответы: 1) — а в 2) — в г 3) — а в г 4) б в 5) а в

Задания по установлению правильной последовательности

Эти задания позволяют не только проверить знания, умения и навыки по установлению правильной последовательности различных действий, операций, расчетов. Терминов определений, но и формировать всё перечисленное в учебном процессе.

15. При пуске двигателя крутящий момент передается от

□ воспламенение горючей смеси
□ поршень
□ поршневой палец
□ втулки поршневого пальца
□ шатун
□ шатунные вкладыши
□ шейки коленчатого вала
□ коленвал
□ маховик

Системы заданий в текстовой форме

Системы заданий в тестовой форме образуют такие задания, которые имеют все признаки, присущие заданиям в тестовой форме, но не обладают свойствами тестовых заданий. Задания в тестовой форме разрабатывают и применяют для педагогического оценивания, не претендующего на соответствие строгим требованиям научно-педагогического измерения. Эта самая большая группа заданий, и именно их очень часто в практике ошибочно называют тестами.

Задания могут быть цепными и тематическими одновременно, если их цепные свойства подтверждаются в рамках одной темы или тематического блока. Такие задания полезны для организации компьютерного самоконтроля знаний по каждой изученной теме. Например:

16. Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя

1 такт

1. Поршень перемещается от

1) нижней мертвой точки к верхней
2) верхней мертвой точки к нижней

2. Верхней кромкой закрывает окна

1) продувочные
2) выпускные
3) продувочные и выпускные

3. Поступившая в цилиндр из кривошипной камеры горючая смесь

1) разрежается
2) сжимается

4. Объем в кривошипной камере

1) увеличивается
2) не изменяется
3) уменьшается

5. Создается

1) разрежение
2) сжатие

6. В камеру поступает горючая смесь из

1) цилиндра
2) карбюратора

2 такт

7. Под давлением газов поршень перемещается от

1) НМТ к ВМТ
2) ВМТ к НМТ

8. Закрываются окна

1) выпускные
2) впускные
3) продувочные и выпускные

9. Горючая смесь сжимается в

1) цилиндре
2) кривошипной камере

10. Далее открываются окна для выпуска отработавших газов в атмосферу

1) продувочные
2) выпускные
3) продувочные и выпускные
4) выпускные и продувочные

11. Горючая смесь поступает в

1) карбюратор
2) цилиндр

12. При этом отработавшие газы

1) сжимаются
2) вытесняются

В зависимости от того, как определяется тема — широко или узко, меняются и свойства заданий.