Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Работа с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Акентьева Ирина Викторовна, учитель биологии, стаж 12 лет. КГУ «Большереченская основная средняя школа» Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области

Акентьева Ирина Викторовна

«Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока»
Жак Руссо

С февраля по май 2013 года я прошла третий базовый уровень повышения квалификации по кембриджской программе и получила сертификат.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Современный урок — это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипов.

Я полностью согласно с Кембреджским проектом «Обучения тому как обучаться», которая позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90 −100% того, что делает сам.

Это можно решить с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая является изучением моей проблемной темой. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной и дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, но эти результаты зависят от самих учащихся. На уроках учащиеся самостоятельно работают по разным стратегиям и приемам. Ниже приведены работы моих учеников.

В послании Президента РК Н. А. Назарбаева говорится о необходимости наращивать
интеллектуальный творческий потенциал республики, создавать цивилизованные условия для развития одаренных детей и молодежи.

Современные условия требуют от учителей так организовывать обучение детей, чтобы научить их учиться, сберечь огонек пытливости, дать им познавательные средства для изучения основ наук, возможность раскрыть и развить природные задатки. Необходимо учить самостоятельно пополнять и обновлять знания. Это доказывают исследования психологов. При этом мы не забываем, что «ум ребенка не сосуд, который нужно наполнять, а очаг, который нужно зажечь».

Биология — увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но вот приходя на уроки биологии, сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. Не всем бывает интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с успеваемостью.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает интерес у учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, викторины, кроссворды, тесты-воображения и многое другое, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины.

Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому эти приемы позволяют активизировать познавательные процессы, развивают воображения, творческие способности учащихся. Многие учащиеся сами могут реализовать свои возможности и сочинить любую биологическую сказку или придумать тесты по изучаемой теме, составить кроссворд. Во всех заданиях, которые выполняют учащиеся, скрыта большая эмоциональность и образность, в них есть свои одушевлённые герои, прослеживается удивление, замысловатость заданий положительные эмоции, интерес к решению и созданию задач, что повышает мотивацию к обучению по биологии.

Мне очень приятно работать с такими «одаренными» учениками, ведь они стремятся получить больше знаний, тем самым развивать критическое мышление, самостоятельность, креативность так как это является необходимым условием для развития современного поколения. Надеюсь они не остановятся на этом, а будут двигаться вперед, все дальше и дальше, пополняя свои знания. Ниже приведены работы моих учеников.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: