Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Программа элективного курса «Риторика» для 10 класса общественно-гуманитарного направления

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Пальцева Екатерина Кирилловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района Карагандинской области

Пальцева Екатерина Кирилловна

Пояснительная записка Программы прикладного курса для 10 класса «Риторика»

Настоящая программа рекомендуется в качестве программы прикладного курса вариативного компонента рабочего учебного плана при общественно-гуманитарном направлении профилизации обучения.

В настоящее время возросла актуальность овладения искусством устной речи. История свидетельствует о том, что ораторское мастерство необходимо в те времена и в тех странах, где существует демократия, свобода слова, где мысли и чувства ораторов совпадают с интересами и позицией всего общества. Это, во-первых.

Во-вторых, к сожалению, новые информационные технологии, несмотря на большую позитивность, всё-таки имеют и негативную сторону: учащиеся мало говорят, читают, общаются. Всё это приводит к скудности устной речи учащихся, неумением правильно полно выразить свои мысли, а ведь известно, что «говорить — значит действовать» (Станиславский).

В-третьих, сам учитель теряет коммуникативные способности: тестирование, уроки по программе Merits — всё это делает самого учителя «молчаливым».

Противоречие заключается в том, что наши ученики, овладевая современными коммуникативными умениями, теряют способность грамотно и обоснованно высказывать свои мысли.

Прикладной курс. «Риторика» поможет решить проблему и дать ответ на вопрос: «Какие меры необходимо применить, чтобы снять обнаруженные противоречия?»

Цель курса: способствовать формированию у учащихся прочных практических ЗУН по ораторскому мастерству (расширению и углублению ЗУН).

Задачи:

  •  Дать учащимся понятие риторики как культуры речи, науки и искусства.
  •  Формировать практические навыки по подготовке публичного выступления.
  •  Осуществлять межпредметные связи.
  •  Проследить интеграцию с литературой, культурой речи не только произведений русской и казахской литературы, но и художественные тексты современной литературы, зарубежной литературы, на знакомство с которой в основном курсе не хватает времени.
  •  Удовлетворять запросы, интересы и потребности учащихся.
  •  Проводить строгий отбор произведений с учётом уровня интеллектуального и эмоционального развития учащихся.
  •  Развивать творческое отношение, самостоятельность учащихся к предложенным литературным произведениям.

Объект: содержание профиля обучения у учащихся 10 класса.

Предмет: механизм развития устной речи и ораторского мастерства и культуры речи учащихся.

Гипотеза: если содержание прикладного курса «Риторика» направить на удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся, то это будет способствовать формированию прочных, практических ЗУН по ораторскому мастерству, способности грамотно и обоснованно высказывать свои мысли, т. к. содержание курса дает учащимся понятие о риторике как науке и искусстве, возможность успешного освоения литературы и языка (не только русской и казахской, но и зарубежной), практические навыки по подготовке публичного выступления.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание учащимися риторики и культуры речи как науки и искусства;
2. Формирование прочных практических ЗУН по ораторскому мастерству;
3. Умение грамотно, логически последовательно, доказательно высказывать свои мысли;
4. Умение учащимися самостоятельно работать с литературным произведением;
5. Углубление и расширение знаний по русскому языку, русской, казахской и зарубежной литературе.

Требования к ЗУНам учащихся:

Учащиеся должны уметь составлять конспект, тезисы, глоссарий, таблицы, схемы, кластер, работать в группах, выполнять индивидуальные задания в форме монолога и диалога, оформлять карточки, оперировать алгоритмом анализа речевых действий и алгоритмом действий оратора.

Дидактический инструментарий: поиск, тесты, самостоятельная работа, экспромт, импровизация, выступление, комплексный анализ текста, поисково¬-аналитическая работа, конспект статьи, импровизация, тренинг, трибуна оратора, «Схватка аргументов», конференция.

Содержание проекта

• Риторика как наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия.
• История возникновения и развития риторики.
• Риторика как наука о законах ораторского искусства.
• Связь риторики и культуры речи.
• Подготовка к выступлению.
• Композиция речи.
• Виды подготовки и виды речи.
• Выбор выразительных средств языка.
• Отбор вспомогательного материала.
• Конспект.
• План речи с учетом интереса аудитории.
• Внешний облик оратора.
• Голос и артикуляция.
• Неориторика.
• Анализ речевых действий.
• Речевой этикет и риторика.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: