Четвертый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Проектирование учебных заданий для современного урока

 

Версия для печатиВерсия для печати

Нефедьева Елена Борисовна учитель начальных классов КГУ СОШ № 59 г. Караганда

Нефедьева Елена Борисовна

В Природе, изначально гармоничной,
Процессы развиваются ритмично.
Уходит ночь и день приходит новый,
Восток светлеет — всходит солнце снова.
И каждый год меняет зиму лето.
И бесконечно повторится это.
.....Чтоб дело шло, и ты циклично действуй:
Планируй, Делай, Проверяй, Воздействуй.

Навыки XXI должны быть привиты учащимся согласно программе обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан они помогут овладеть ученику целым комплексом умений, закладывая результативную базу для эффективного использования их в жизни.

Совершенствование процесса обучения с применением современных методов преподавания диктует значимость проектирования учебных заданий при проведении современного урока. Обучение включает в себя запоминание, воспроизведение изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания. При таком подходе цель обучения по теме, разделу, или дисциплине сводится к описанию действий, которые имеют свои характеристики.

Цель — это ожидаемый результат, достичь которого возможно посредством действия, то есть задачи-которые являются предписанием к действию, в свою очередь задачи решаются посредством выполнения заданий.

Таксономия образовательных целей или как нам известная Таксономия Б. Блума с 1956года до сих пор остаётся самым активным средством, используемым в образовании.

Сам Б. Блум, объяснял причину создания тасономии несоответствием между тем, на что нацелена учебная программа, чему на самом деле обучаемые получат возможность научиться и чему они фактически научатся.

Б. Блум в 1956 году предложил классификацию (или таксономию) мыслительного поведения от простого воспроизведения фактов до процесса анализа и оценки. Категории мыслительных умений рассматриваются им как умения разного уровня сложности: от простого умения к самому сложному. Она представляет собой шестиуровневую структуру.

Мышление высокого порядка

Таксономия Блума — это попытка организовать мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающегося работать на этом уровне.

Учебные задания являются единицей организации деятельности ученика на уроке. Путем проработки учебных заданий по таксономии Блума, формируются умения и навыки учеников.

Учебные задания в соответствии с уровнями учебных целей формируют различные навыки. Так, например первые три уровня — знание, понимание и применение формируют репродуктивные навыки — виды деятельности, заключающиеся в умении ученика повторить или воспроизвести усвоенную информацию без искажения её смысла.

Учебные задания уровня анализа и синтеза направлены на развитие навыков требующих познавательного умения, направленного на трансформацию явной и скрытой информации. Задания уровня оценивания направлены на формирование поведенческих
навыков- это внешние и внутренние формы поведения, посредством которых личность проявляет себя, своё самовосприятие, восприятие окружающих, восприятие различных жизненных ситуаций.

Например: Учебная дисциплина: Математика

Класс:1

Задание 1 уровня (знание ) Вспомни значение понятий «больше, меньше, столько же», посмотрев на картинку с помощью счётных палочек.

Задание 2 уровня (понимание) Используй сравнение предметов с помощью знаков

Задание 3 уровня (применение) Выполни из бумаги модели прямоугольников по заданным величинам 2*4 см, 3*6 см;

Задание 4 уровня (анализ) Сравни прямоугольники разных размеров. Обоснуй свою точку зрения и запиши в виде математического выражения.

Задание 5 уровня (синтез) Нарисуй модель «Возрастная цепочка моей семьи» используй слово старше.

Задание 6 уровня (оценивание) Аргументируй свою причастность относительно «Возрастной цепочке моей семьи»

Умение проектировать урок по заданной цели существенно отличается от проектирования урока по заданному содержанию. Цель будет направлена на формирование у учащегося конкретного умения и навыка.

Современный урок направлен на формирование жизненно важных компетенций, которые являются основанием для определения цели урока. Достижение цели происходит через действия, при этом меняется основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в контексте современного урока — управлять процессом обучения. Меняется и роль ученика, он становится активной личностью отвечающей за свои знания. Учащийся характеризуется готовностью включиться в активную учебную деятельность, потому что задания учителя являются стимулятором активной познавательной деятельности. «Умение учится»- это способность заниматься и упорствовать в учебе. Это умение организовать и осознать собственный процесс обучения не только на уроке, но и самостоятельно дома, определяя доступные возможности, умение устранять препятствия для того чтобы успешно учиться.

Список литературы:

1. Учебные цели согласно таксономии Блума. Методическое пособие; АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»
2. Культура умственного труда или 101 техника учения. Рудик Г. А. Пособие для учащихся, студентов, педагогов. Костанай 2010 г.
3. Проверенные методики выдающихся преподавателей Лемов Д. перевод с анл. О. Медведь Москва 2016 г.

Категория: