Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Проект: «Вода — волшебница»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Коновалова Валентина Васильевна воспитатель, ГУ «Детский сад №11 «Акку» города Темиртау»

Фото с сайта www.zwalls.ru

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: среднесрочный (июнь, июль, август).

Предмет исследования: свойства воды, ее значение для жизни на планете Земля

Участники проекта — дети старшей группы, воспитатели, родители, специалисты детского сада

Актуальность темы проекта:

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается непосредственно через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Вода — первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Детям интересно знать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека; как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Задача взрослых — научить детей самостоятельно добывать знания, исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины. Экспериментирование и игры детей с водой развивают их познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывают экологическую грамотность детей.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности — к воде — стали залогом выживания на нашей планете. Основы правильного, «экологического» отношения к окружающему миру необходимо закладывать еще в дошкольном детстве, ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования у детей бережного отношения, заботы и любви к природе.

Цель: Расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно — исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле. Создать условия для формирования у детей основ экологической грамотности и знаний об окружающей природе.

Задачи проекта:

1. Познавательно-исследовательская: сформировать представления детей о свойствах воды: текучесть, запах, прозрачность, вкус, выталкивающая сила воды, вода в разных состояниях, круговорот воды в природе. Показать значение воды в жизни живых существ, сформировать у детей знания о воде: кому она нужна, как человек использует воду. Воспитывать бережное и разумное отношение к воде и её использованию.
2. Здоровьесберегающая: расширение представлений детей о значении и роли воды для здоровья человека.
3. Игровая: развивать у детей внимание, память, элементы логического мышления, умение взаимодействовать со сверстниками.
4. Литературно-речевая: познакомить детей с познавательными и художественными произведениями о воде, её свойствах, о значении и использовании воды в жизни всего живого на земле.
5. Продуктивная: развивать творческое воображение детей при создании художественной композиции (рисунок, лепка, аппликация, сочинение историй и сказок).
6. Музыкальная: развивать творчество детей при слушании различных звуков воды в природе (журчание ручья, шум льющейся воды из крана, шум дождя, фонтана, водопада и др.)
7. Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.

Коррекционные задачи

• Развивать познавательную активность;
• Развивать зрительное восприятие в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;
• Учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки;
• Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности;
• Развивать анализирующее наблюдение;
• Уточнять и конкретизировать образы предметов окружающего мира;
• Развивать и обогащать чувственно-практический опыт;
• Развивать зрительно-двигательную координацию;
• Развивать мелкую моторику в сочетании с развитием осязательного восприятия;
• Учить выражать в речи признаки, связи, зависимости в предметном мире;

Планируемый результат:

Дети узнают:

• В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой.
• Дети узнали, что вода есть всюду: океанах, морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе.
• О роли воды в жизни человека и живых организмов.
• Узнают, что такое — круговорот воды в природе.
• Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
• Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
• У детей сформированы представления, что вода — источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
• Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
• У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).

Этапы реализации проекта

1.Организационный

— подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми;
— анализ литературы по данной теме;
— разработка плана реализации проекта.
Длительность этапа — 1 неделя.

2. Деятельный

— составление конспектов, сценариев проводимых мероприятий по теме проектной деятельности;
— создание условий для опытов, экспериментов с водой;
— подбор подвижных и речевых игр;
— образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта;
— взаимодействие с родителями по реализации плана проекта
Длительность этапа — 12 недель.

3. Заключительный

На данном этапе провести анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Длительность заключительного этапа — 1 неделя.

План мероприятий

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF