Бренинг Вера Владимировна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории, отличник образования РК, ГККП «Уральский колледж информационных технологий», ЗКО, г. Уральск |
Жизнь — цепь, а мелочи в ней звенья;
Нельзя звену не придавать значенья.
Для создания самостоятельного экономически независимого государства нужен не только хороший управитель, но и хороший исполнитель. А хороший исполнитель — это грамотный специалист своего дела.
Наше образовательное звено подготавливает грамотных исполнителей.
Проблема совершенствования обучения — одна из самых важных в педагогике. Именно в обучении важно обеспечить формирование учебных знаний, навыков и умений. И здесь нельзя не придавать значения мелочам.
Исторически сложившейся формой передачи знаний учащимся является урок. В нем находят свое выражение методы, средства и приёмы изучения учебного материала про-граммы, а также индивидуальные качества педагога.
Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что—либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока.
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания.
Обучение может осуществляться различными средствами:
1) лекция, сообщения, когда преподаватель передает знания учащимся, требуя их запоминания;
2) беседа — преподаватель направляет процессе усвоения знаний вопросами, предлагая учащимся в процессе решения познавательных проблем самостоятельно прийти к нужным выводам;
3) организация самостоятельного усвоения знаний учениками. В этом случае роль учителя сводится к подбору специальных заданий для учащихся, к контролю за ходом работы, оказанию помощи. Обсуждение результатов, их обобщение завершают процесс усвоения знаний.
Уже в такой организации обучения имеются элементы воспитания, т. е. возможности формирования положительных личностных качеств. В процессе интенсивного усвоения знаний воспитываются самостоятельность решений и действий, настойчивость, высокая работоспособность и другие качества, необходимые для будущей производственной деятельности, особенно, если при этом преподаватель требует беречь время, учит работать активно, с полной отдачей.
Процесс обучения и воспитания постоянно совершенствуется.
Надо помнить, что усвоить не значит выучить, вызубрить. Усвоить предмет значит знания его сделать своими. То есть так овладеть знаниями, чтобы они стали как бы собственными и легко можно было бы применить их в различных жизненных обстоятельствах. Поэтому акцепт в обучении необходимо делать и на усвоение и на применение знаний.
При такой организаций обучения знания становится более прочными и глубокими. В соответствий с этим особое внимание уделяется совершенствованию средств и методов обучения.
Более ста лет назад К. Д. Ушинский писал:
«...Урок начинается обыкновенно спрашиванием трех, четырех учеников, на что идет большая половина урочного времени и причем другие ученики счи-тают себя вправе оставаться совершенно невнимательными, пока дойдет их очередь отвечать...
Один ученик решает задачу или читает; а другие 25-30 учащихся тратят попусту время и привыкают к самому губительному, к самому вредному препро-вождению его.
При таком методе иному счастливому ученику удается целую неделю, ка-ждый день по шести часов, провести без мысли в голове, без занятий в руках, стараясь только сохранить ту неподвижность тела и тот тупой и бессмыс-ленно внимательный взгляд, который требуется классной дисциплиной.»
(Ушинский К. Д., Собр. соч. М. — Л., 1948, т. 11, с. 215).
Нередко подобные уроки встречаются в учебных заведениях и сегодня. Силы инерции в обучении пока еще велики. Как же избежать таких ошибок (уроков)?
Структура современного урока практически не меняется. Урок, в основном (как пра-вило) состоит из трех этапов:
1) начальный этап обучения — проверка знаний, т. е. установление уровня подготовки к восприятию нового материала;
2) основной этап обучения — формирование потребности в новых знаниях и передача знаний;
3) заключительный этап обучения — управление усвоением новых знаний, умений, навыков и развитием учащимся.
Эти элементы урока составляют единство и направлены на подготовку учащихся к творческому труду. Какие же факторы влияют на качество проведения уроков теоретического обучения? Как повысить качество урока?
Умение правильно вести урок приходит не сами по себе. Этому необходимо учиться.
Качество и уровень теоретического обучения во многом зависит от мастерства препо-давателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.
Необходимо научиться правильно организовать процесс обучения, достигая успехов в проверке знаний, в формировании потребностей в знаниях, в организации (управлении) усвоением нового материала.
Некоторые пути повышения качества теоретического обучения:
Единые требования к обучению, учащимся, уроку.
Повторение учебного материала.
Единые требования к обучению, учащимся, уроку
В каждом учебном заведении должны быть единые требования к учащимся со стороны всего коллектива работников. Не только преподаватели, но и другие работники своей постоянной требовательностью должны приучать учащихся сразу же после звонка занимать места в учебном кабинете. При входе преподавателя учащиеся встают, выражая этим свое приветствие. Преподаватель проходит к своему рабочему месту, здоровается с учащимися и разре-шает им сесть только после того, как они приготовляются к уроку и успокоятся. Это дисциплинирует учащихся, настраивает их на рабочий лад.
Преподаватель просто обязан весь урок проводить активное обучение, применяя различные приемы и методы; не давая учащимся расслабляться (для расслабления есть перемены). Если преподаватель это не выполняет, учащиеся у него на уроке расслаблены, чувствуют себя вольно, а значит качество обучения у такого преподавателя будет низкое. Кроме того, после таких уроков очень трудно настроить группу учащихся на рабочий лад, и на это уходит не мало драгоценного урочного времени.
Подготовка преподавателя к уроку
Качество и уровень теоретического обучения во многом зависит от подготовки к про-ведению урока. Каждый преподаватель должен готовиться к уроку. Это касается и опытных преподавателей и начинающих преподавателей.
При подготовке к уроку преподаватель должен:
• уточнить тему урока;
• сформулировать учебно-воспитательные цели;
• определить тип и структуру урока;
• выбрать методы проведения урока;
• произвести примерный расчет времени;
• наметить вопросы для выявления степени знаний у учащихся;
• продумать изложение нового материала;
• изучить материал по другим источникам;
• продумать приемы, порядок и вопросы для закрепления знаний;
• установить целесообразность и форму домашнего задания;
• продумать дополнительные вопросы и задания на случай, если останется свободное время на уроке.
Подготовка преподавателя к уроку завершается составлением письменного плана урока.
Повторение учебного материала
Повторение — это важное средство создания прочных знаний. Между тем в этом вопро-се имеются серьезные недостатки:
Искоренение этих недостатков устраняет формальный подход к проведению повторе-ния пройденного учебного материала.
Цель повторения учебного материала — это воспроизвести и закрепить в памяти уча-щихся ранее изученное.
Преподаватель должен тщательно продумывать вопросы для повторения, точно их формулировать. При этом необходимо заставить учащихся думать.
Для этого можно:
Великий русский педагог ХIХ в. К. Ушинский говорил: «... старое нужно повторять с добавлением нового и при каж-дом повторении новое обязательно должно строиться на старом...»
Такое повторение побуждает учащихся выяснять причины изучаемых явлений, вы-делять главное в данном учебном материале, самостоятельно рассуждать и делать определенные выводы.
Форм и методов проведения повторения много:
• краткое повторение педагогом основного содержания последних занятий;
• индивидуальный опрос;
• фронтальная беседа с учащимися по изученному учебному материалу;
• решение различных примеров и задач;
• применение игровых приемов;
• и другие.
Чтобы повторение было эффективным необходимо учитывать объем и вид повто-ряемого материала, характер группы, искать новые приемы и методы повторения учеб-ного материала; постоянно менять формы и методы проведения повторения учебного материала. Мне бы хотелось остановиться на некоторых игровых приемах, применяемых мною на протяжении 5-8 лет, которые приносят ощутимые результаты как по уровню усвое-ния знаний учащимися, так и по уровню воспитания и развития учащихся. Это «Цепочка во-просов», «Диктант», «Да — Нет», «Одно слово», «Домино».
Например:
• «Цепочка вопросов»
Суть этого приема:
Преподаватель задает свой вопрос;
Так за короткое время можно повторить большой объем материала и при этом учащиеся будут максимально внимательно следить за вопросами и ответами.
Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них были короткими. Преподаватель мо-жет заранее составить 10-15 вопросов и дать их учащимся в качестве домашнего задания или непосредственно перед проведением «Цепочки вопросов».
Можно предложить учащимся составит по три вопроса по определенной теме. В этом случае при оценке знаний учитывается и правильность постановки вопросов.
• Диктант (устный или письменный):
Преподаватель читает первую часть предложения, а учащиеся дополняют вторую часть предложения.
Такая форма повторения учебного материала не позволяет учащимся расслабиться. Они максимально внимательны, активны.
• Объясни термин (понятие, свойство):
На доске записывается несколько основных терминов, понятий, свойств, характеристик. Ученикам предлагается объяснить эти понятия.
Или преподаватель читает определение, и учащиеся определяют к какому слову это относится.
Таким образом в памяти учащихся восстанавливается необходимая информация.
Одним из важных элементов в обучении и воспитании учащихся является их самостоятельная внеклассная работа — домашнее задание.
Цели домашнего задания:
1) закрепить и углубить знания;
2) научить самостоятельно работать с литературой;
3) развить способность анализировать, сравнивать;
4) научить делать выводы;
5) работать с чертежами, документами, схемами.
Однако не всегда достигаются эти цели. Порой преподаватель стремится дать на дом как можно больше работы, предполагается, что это обеспечит прочное освоение знаний: на уроке объясняются лишь основные понятия, а наиболее сложную работу, связанную с применением знаний, ученик должен выполнять сам, без помощи преподавателя. Многие учащиеся испытывают затруднения, а порой просто не выполняют задания.
Куда эффективнее построить обучение так, чтобы наиболее трудное в процессе усвоения знаний — их применение на практике — осуществлялось на уроке под наблюдением преподавателя. При этом преподаватель может учитывать индивидуальные особенности и стиль мышления учащихся. А домой — лишь небольшая доза для закрепления знаний и умений. Тогда ученики, выполняя домашнее задание, не будут испытывать особых трудностей. А это принесёт ощутимые результаты.
Специфика домашних заданий зависит от содержания учебного материала урока, особенностей самого предмета, но всё же можно выделить общие типы домашних заданий:
1. работа под текстом;
2. решение примеров и задач;
3. работа над чертежами и схемами;
4. работа над таблицами.
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта
Чтобы обучение сделать эффективным, надо учитывать все факторы, даже самые, каза-лось бы, не существенные.
В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говориться:
«Жизнь цепь, а мелочи в ней — звенья. Нельзя звену не придавать значения».
Так и в обучении. Нужно учитывать все. Преподаватель не только должен знать теорию, но и должен уметь обучать, учитывать все за и против, чувствовать настроение группы, уметь управлять ходом урока, анализировать прошедшие уроки и делать правильные для себя выводы.
Литература:
1. С. И. Векслер. Современные требования к уроку. Пособие для учителей. «Просвещение», М.: 1985 г.
2. Практикум по общей психологии. Под редакцией проф. А. И. Щербакова. Москва, «Про-свещение», 1979г.