Саутова Т.А., магистр педагогических наук, |
Наиболее благоприятные условия для усвоения и употребления языкового материала создают ситуации.
По мнению Пассова, ситуация — это: а) комплекс обстоятельств; б) ситуация — это комплекс действий; в) ситуация — это совокупность событий; г) ситуация — это совокупность отношений; д) ситуация — это последовательность событий; е) ситуация — это динамическое образование; ж) ситуация — это языковая среда; з) ситуация — это внеязыковая обстановка; и) ситуация — это совокупность условий, речевых и неречевых; к) ситуация — это фон для речевых действий; л) ситуация — это стимул к речи [1, С.45].
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, конкретными, а также абстрактными и проблемными.
Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в методике. При обсуждении проблемной ситуации обучающийся не является носителем роли, он выражает свое собственное суждение, отношение и оценку, соглашается или опровергает мнение собеседника, строит систему доказательств своей точки зрения. Очень важно «пропускать» ситуацию «через себя», придавая ей личностный характер. Личностная ориентация значительно повышает эффект его усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции.
Если рассматривать типы и виды ситуаций, то можно различать естественные и искусственные ситуации.
Естественные ситуации — это когда налицо определенный круг предметов, обстоятельств, побуждающих к высказыванию, независимо от того, создан ли этот круг, или существовал сам по себе.
Искусственные ситуации — это ситуации, созданные изобразительными средствами или воображением.
Речевая ситуация в жизни всегда реальна, а учебная — воображаема. По способу воссоздания различают: внеязыковые или экстралингвистические ситуации (они создаются с помощью неязыковых средств — иллюстрации, макеты); языковые или лингвистические (здесь стимул создается с помощью описания).
По объему высказывания различают микро- и макроситуации.
Микроситуации состоят из
Макроситуации представляют собой более расширенный диалог. Иногда используется термин «ситуация общения», например: «На почте», «На вокзале», «В магазине», «Прием гостей»
Существуют следующие виды взаимоотношений: статусные; ролевые; деятельностные и нравственные.
К ролевым ситуациям можно отнести взаимоотношения, которые возникают при исполнении внутригрупповых ролей и ролей, которые складываются в процессе формального и неформального общения. Проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет увидеть реальные взаимоотношения студентов, их интересы, увлечения и через них повлиять на их мотивационную сферу.
Ко второму типу ситуаций относятся ситуации ролевых взаимоотношений. К третьему типу ситуаций относятся ситуации отношений совместной деятельности, а к четвертому типу — ситуации нравственных взаимоотношений.
Из вышеизложенного можно заключить, что ситуация, как система взаимоотношений, не рождается произвольно.
Речевая ситуация возникает как побуждение к общению и реализуется в языковом и социальном аспектах. Побуждение к речевым действиям, владение языковыми средствами и наличие социального опыта и являются условиями возникновения и реализации речевой ситуации.
Речевую ситуацию можно классифицировать как стандартные и свободные. Первые характеризуются фиксированными коммуникативными задачами (речевыми побуждениями), жестко регламентированными социальными реалиями, местом и временем действия. Свободные речевые ситуации непредсказуемы, носят спонтанный характер и не ограничены жесткими рамками социальных ролей. Они не имеют фиксированных коммуникативных задач, не регламентируются социальными факторами, а поэтому характеризуются слабо выраженными социальными ролями и зависят от места и времени действия.
В учебном процессе принято различать реальные и учебные ситуации. В реальных речевых ситуациях побуждение к речи создает повседневная жизнь учебного заведения, поэтому коммуникативные задачи в них не планируются и не формулируются.
Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе свободных и стандартных ситуаций. В стандартных учебных ситуациях появляется необходимость выполнять предписанные роли. Иногда это одна из многочисленных ролей, которые приходится временно исполнять каждому члену общества (пассажир, покупатель, больной), а иногда роль требует определенных профессиональных знаний (продавец, врач, …). Учебные ситуации, в которых исполняют воображаемые роли, называются ролевыми ситуациями.
Ситуации являются одним из способов формирования речевых навыков, способных к переносу, они служат условием развития речевого умения. Кроме того, ситуация может быть эффективной основой организации речевого материала.
Главной целью ситуативного обучения иноязычной речи является ее выход в реальные жизненные ситуации. Необходимо использовать как условно, — так и
Ситуация должна соответствовать лексическим темам урока.
Например: 1.Студент встретил своего одноклассника. Одноклассник поступил в колледж. Он хочет узнать об университете, в котором учится его друг. Составьте разговор между одноклассниками, которые являются в данный момент студентами разных учебных заведений.
2. Закончились зимние каникулы студентов. Однокурсники встретились на первом занятии после каникул. Составьте разговор об отдыхе студентов, о том, где были во время каникул.
3. Студент пришел в библиотеку университета, он просит библиотекаря выдать ему книгу. Составьте диалог между студентом и библиотекарем. Можно составить и другие диалоги по речевым ситуациям:
На своих занятиях мы часто используем ситуативные задания, приближенные к реальной жизни. Например, при прохождении темы «Наш университет» мы используем следующие ситуации:
Представьте, что вы — а) ректор университета. Какие крупные изменения внесете в развитие вашего университета?
б) начальник отдела кадров. Какие педагогические кадры будут работать в университете?
в) заведующий кафедрой. Какие знания будете давать преподаватели студентам?
д) декан факультета. Повестка дня заседания деканата.
При изучении темы «Республика Казахстан» на занятиях казахского языка мы проигрываем следующие ситуации:
Интерпретация подразумевает анализ изображенной ситуации, выявление социально значимых тем, проблем, позиции автора картинки. Студент высказывает свое мнение по поводу отраженной на картинке проблемы с помощью полученных модельных фраз. Оценка картинки студентом предусматривает в значительной мере эмоциональную характеристику изображенного. Студент дает свою оценку. Следующий этап — развитие темы. Указанная схема работы с картинкой не является догмой, в зависимости от условий и целей отдельные этапы могут быть опущены [2, С.97].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ситуация — это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система
Литература
Мастер Класса № 1 (11) январь 2012 г.