Бренинг Вера Владимировна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории, отличник образования РК, ГККП «Уральский колледж информационных технологий», ЗКО, г. Уральск |
Содержание
План урока «Логические основы ЭВМ. Понятие об алгебре высказываний» — 2
Ход урока 3
Методика проведения урока — 3
Литература — 7
План урока
Тема: «Логические основы ЭВМ. Понятие об алгебре высказываний»
Цели урока:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Форма проведения урока: традиционный урок с использованием НИТ — мультимедиа и применением игровых приемов.
Тип урока: комбинированный: сообщение новых знаний с игровыми приемами: вводный к теме и сообщение новых знаний.
Метод урока: комбинированный: словесный (рассказ-объяснение, частично беседа); наглядный (демонстрация слайдов).
Материальное оснащение урока:
Основная терминология: логика; алгебра логики; высказывание; простое высказывание; сложное высказывание; силлогизмы; посылки; умозаключения; отрицание; конъюнкция; дизъюнкция; импликация; эквивалентность.
Межпредметные связи:
Литература:
М. М. Шкодин. Основы вычислительной техники. Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ. Высшая школа. Москва, 1979 — стр. 18-20
I. Организационный момент — 3 мин.
II. Повторение пройденного материала — 7 мин.
Игровой момент «Цепочка вопросов» по пройденной теме «Информация»
III. Сообщение нового материала — 20 мин.
IV. Физкультурная пауза «Зеркало» — 3 мин.
IV. Самостоятельная работа учащихся — 5 мин.
V. Закрепление нового материала — 5 мин.
Отметка отсутствующих; сообщение темы, цели и хода урока.
— Эпиграф: (Слайд)
«Мефистофель:
— Сперва хочу Вам в долг вменить
На курсы логики ходить.
Ваш ум, не тронутый доныне,
На них приучат к дисциплине.
Чтоб взял он направленье ось,
Не разбредаясь вкривь и вкось.»
(Гете, «Фауст»)
— Информационное общество.
Учащимся демонстрируется слайд с вопросами — 10 вопросов. Вызывается первый ученик: он выбирает вопрос и четко громко его читает. Вызывается второй ученик: он отвечает на поставленный вопрос и читает свой выбранный вопрос из списка. Затем вызывается третий ученик: он отвечает на поставленный вопрос и читает другой вопрос. И так далее, пока не закончатся вопросы. Вопросы не должны повторятся.
При выставлении оценки учитывается внимательность, четкость, громкость чтения вопроса и правильность, полнота, четкость ответа.
Вопросы для проведение игрового момента «Цепочки вопросов» (Слайд):
1. Какие виды информации получает человек?
2. Как человек хранит информацию?
3. Посредством чего передается информация?
4. Что может служить каналами передачи информации?
5. Привести пример обработки информации?
6. Что человек может сделать с информацией?
7. Что такое кодирование?
8. Как называется минимальное количество информации?
9. Что такое байт?
10. Что такое бот?
(Преподаватель объясняет новую тему, а учащиеся пишут конспект)
Основные понятия алгебры логики
(Слайд)
Тема урока «Понятие об алгебре высказываний. Алгебре логики»
Алгебра логики оперирует не с числами, а с высказываниями.
Высказывание — это любое предложение, которое может быть оценено с точки зрения здравого смысла. Высказывания бывают простыми и сложными (составными).
При обработке высказываний очень важно уметь делать выводы. Высказывания, которые обрабатываются, называют посылками, а выводы называют умозаключением. И посылки и умозаключения называют силлогизмами.
(Слайд)
Задание: Решить силлогизмы, то есть, используя посылки, сделать умозаключение.
Посылки: Хлеб продается в магазинах.
За купленный товар надо платить деньги.
Умозаключение: Хлеб продается только за деньги.
Типы высказываний с которыми оперирует алгебра логики
(Слайд)
Простое высказывание состоит из одного предложения. Сложное высказывание состоит из двух и более предложений, соединенных союзами И; ИЛИ; ЕСЛИ, ТО; ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА.
Типы высказываний: отрицание (инверсия); конъюнкция; дизъюнкция; импликация; эквивалентность.
(Слайд)
На языке алгебры логики записывается: Â
Например: Ток течет по разомкнутой цепи.
(Слайд)
На языке алгебры логики записывается: А^В
Например: На улице идет дождь, и мы берем зонтик.
(Слайд)
На языке алгебры логики записывается: А v В
Например: В воскресенье мы будем работать на даче или отдыхать на берегу реки Урал.
(Слайд)
На языке алгебры логики записывается: А → В
Например: Если произведена дефрагментация жесткого диска, то персональный компьютер работает значительно быстрее.
(Слайд)
На языке алгебры логики записывается: А ⇔ В
Например: Осадки в виде снега будут выпадать тогда и только тогда, когда будет температура воздуха меньше 0 градусов.
Пример определения типа высказывания
(Слайд)
В повседневной жизни не всегда в высказываниях используются союзы, но при определении типа высказывания, мы предполагаем, какие союзы могли бы быть в данном высказывании.
Пример:
Товар движется от продавца к покупателю, следовательно, деньги движутся от покупателя к продавцу.
Можно сказать:
Деньги только тогда движутся от покупателя к продавцу, когда товар движется от продавца к покупателю.
(«А тогда и только тогда, когда В» — тип этого высказывания эквивалентность)
Учащиеся становятся попарно, лицом друг к другу. Преподаватель показывает простые физкультурные упражнения. Те учащиеся, что стоят лицом к преподавателю повторяют его движения, а учащиеся, стоящие лицом к своим товарищам, повторяют движения в зеркальном отображении.
Учащиеся объединяются попарно и работают по Карточкам-заданий — 3 варианта.
Карточка № 1. Определи тип высказываний
Задание: Определить типы высказываний
Карточка № 2. Определи тип высказываний
Задание: Определить типы высказываний
Карточка № 3. Определи тип высказываний
Задание: Определить типы высказываний
Проверка попарной самостоятельной работы учащихся по карточкам — заданий.
(Слайды с правильными ответами)
— Т5 — У1 конспект.
Карточка — задания: «Реши силлогизмы»;
Задание: Решить силлогизмы, то есть, используя посылки, сделать умозаключение.
Посылки: На покупку бытовой техники можно оформить кредит.
Альянс банк выдает кредиты физическим лицам.
Умозаключение: ? ? ?
Литература: