Применение стратегии ролевых игр при обучении английскому языку для развития навыков функциональной грамотности учащихся

 
Версия для печатиВерсия для печати
 

Цхе Татьяна Владимировна учитель английского языка, высшая категория, 30 лет, КГУ «Специализированная школа для одарённых детей с обучением на трёх языках», Казахстан, Жамбылская область, г.Тараз

Применение стратегии ролевых игр при обучении английскому языку для развития навыков функциональной грамотности учащихся

Вот уже более 15 лет мы живём в третьем тысячелетии. За последние сто лет люди стали свидетелями многочисленных изменений: мы пользуемся гаджетами и устройствами, значительно облегчающими нашу повседневную жизнь, общаемся друг с другом быстрее, дешевле и проще, чем раньше, продолжительность жизни стала длиннее благодаря новейшим достижениям науки и медицины.

Древнее латинское изречение гласит «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Применительно к развитию системы образования можно сказать, что в разные периоды развития общества требования, предъявляемые к содержанию образования и структуре образовательных учреждений во всём мире, также подвергались серьёзным изменениям.

Если раньше школа была единственным местом, где человек мог получить информацию, а авторитет учителя как человека, знавшего всё и вся, был бесспорным, то сейчас мы окружены множеством разнообразных источников информации. То, что было актуально в прошлом году или даже вчера, может стать устаревшим и ненужным сегодня. То же самое можно сказать об умениях и навыках, которые используются нами сейчас.

В изменившемся мире, условиях всеобщей глобализации учителя должны осознать необходимость перехода от традиционной системы обучения, основная цель которой заключается лишь в том, чтобы обеспечивать учащихся информацией и развивать память, к личностно-ориентированной.

Современный ученик должен осознать, что надо учиться не просто для того, чтобы знать, но и для того, чтобы успешно применять полученные знания на практике для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Таким, на мой взгляд, должен быть лозунг образования в наш век технологий и инноваций.

Положения Концепции Инновационного развития Республики Казахстан до 2030 года гласят: «Ключевыми компетенциями у граждан будут способность к критическому и созидательному мышлению; навыки и готовность к постоянному самосовершенствованию, включая навыки самообучения, переобучения и самостоятельной работы; инициативность и способность к риску; владение иностранными языками, включая обязательное трёхязычие».

Почти 20 лет я работаю учителем английского языка в «Специализированной школе для одарённых детей с обучением на трёх языках», которую закончила в начале 80х. Если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим лексическим запасом, знанием грамматики и умением читать и переводить тексты, то в настоящее время упор делается на развитие коммуникативной компетентности. Современный молодой человек должен уметь вступать в общение на иностранном языке и поддерживать его, ориентироваться в другой стране, уметь рассказать о свой стране, людях, которые в ней живут, их традициях, обычаях.
Таким образом, школа должна развивать навыки функциональной грамотности учащихся, т. е. их умения интегрировать связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

Одной из стратегий данного подхода я считаю применение метода ролевых игр, который позволяет использовать английский язык в реальных жизненных ситуациях, сосредоточиться больше на общении, нежели на грамматике, а также способствует развитию креативности и самостоятельности мышления. Кроме того, ролевые игры снимают психологическое напряжение на уроке, позволяют даже слабым ученикам проявить себя. Важным преимуществом этой стратегии я считаю то, что можно проводить их в различном режиме: индивидуальном, парном и групповом.

Например, в младших классах, при закреплении вокабуляра и Present Simple учащиеся могут загадать животное или какой-нибудь предмет и описать его образ жизни или свойства: I am big. I am grey. I live in Africa. I have big ears and a long nose. I can lift heavy things. I don’t eat meat. You can see me in the Zoo or in the circus. I have a loud voice.
С учащимися средней параллели при разыгрывании диалогов из учебника можно применять соответствующий реквизит и акцентировать внимание на проявлении эмоций, жестов, мимики. К примеру, при разыгрывании сцены о загрязнении моря нефтью (учебник Way Ahead 4 издательства Macmillan) учащимся была дана бумажная чайка с «пятнами нефти» на перьях.

Успешно проходит разыгрывание диалогов: «В магазине», «В библиотеке», «В незнакомом городе», «О хобби».

На старшей параллели, где уровень лексических и грамматических навыков позволяют учащимся строить собственные диалоги при разыгрывании сюжетов, применение ролевых игр очень разнообразит урок, делает его оригинальным и запоминающимся. К примеру, после прочтения текстов можно попросить учащихся разыграть сценку между персонажами текста, не ограничиваясь лишь информацией из учебника. Или разыграть интервью между журналистом и спортсменом, журналистом и работником компании, работодателем и соискателем должности, экзаменатором и экзаменуемым, врачом и пациентом.

Мной широко применяются такие методы, как использование «легенды» для каждого персонажа или применение каких-либо конкретных фраз, обсуждение сильных и слабых сторон чего-либо. Например, при разыгрывании сцены между двумя соседями, можно предложить учащимся конфликтную ситуацию, когда один из соседей- молодой человек, громко включающий музыку, а другой — молодой отец тройняшек. Учителю важно продумывать те обстоятельства, в которых окажутся герои игры: во-первых, она должна быть взятой из реальной жизни, во-вторых, она должна быть интересна учащимся, давать им возможность проявить свой артистизм, умение выходить из различных ситуаций, применяя изученный или новый вокабуляр, разговорные клише и структуры.

К слову сказать, УМК, применяющиеся в нашей школе Laser B1, Laser B1+, Laser B2 издательства Macmillan, отлично подходят для внедрения ролевых игр в процесс обучения. Учебники содержат множество познавательных текстов, статей, учащиеся имеют возможность прослушивать аутентичные радиопередачи, интервью благодаря дискам, входящим в комплекс. Темы и проблемы, рассматриваемые в учебниках, позволяют ребятам применять как деловой, так и неформальный стиль в общении.

Об эффективности методов и стратегий, применяемых учителями английского языка нашей школы, можно судить по результатам и достижениям учеников:

1. Качество знаний по ЕНТ за последние 3 года-100%
2. Поступление учащихся на лингвистические специальности университетов РК, ближнего и дальнего зарубежья
3. Участие учащихся в международных конкурсах проектов, их защита
на английском языке в США, Швеции, Южной Корее, Румынии, Индии.

Великому Александру Македонскому принадлежат слова «Я обязан отцу за то, что он дал мне жизнь, а учителям за то, что они сделали ее достойной».

Нам, учителям, обучающим современное молодое поколение, которое порой лучше нас разбирается в технологических новинках, нужно никогда не забывать о том, что мы в ответе за его духовное и нравственное развитие.

В современных стремительно развивающихся реалиях, в условиях информатизации, глобализации, конкуренции образование приобретает неповторимую важность и необходимость для тех, кто хочет быть успешным, востребованным, конкурентоспособным. И если каждое новое поколение осознаёт свою ответственность за будущее страны, стремится улучшить жизнь на нашей планете и взаимоотношения между людьми, задачи, стоящие перед системой образования, можно считать выполненными.

Категория: