Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Практический тренинг для воспитателей старших групп «Инновационные игровые технологии в развитии связной речи дошкольников»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Вельке Татьяна Владимировна учитель-логопед высшей категории, стаж 13 лет, ГККП ясли-сад «Сказка», г. Ерейментау, Акмолинская область

Вельке Татьяна Владимировна

 

Связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно, интонационно выразительно. Выделяют две формы связной речи-диалогическую, монологическую.

Связная речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей

Интерактивные методы и приёмы развития связной речи

1.Метод противоречий
2.Метод «Синквейн»
3.Метод «Фокальный объект»
4.Приём «Эмпатия»
5.«Бином фантазии»

Метод противоречий — наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть — будешь сытым, здоровым; не надо кушать — будет тяжело бегать; драться плохо — сделаешь больно; бейся — ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное. Данный метод можно использовать в развитии связной речи дошкольников.

Игры: «Хорошо — плохо», «Польза — вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали».

Например, игра «Хорошо — плохо» (проводится с педагогами). Дети делятся на две команды: одна — «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. (Педагогам предлагается составить синквейн по теме встречи. Например, первая строка синквейна-«игровые технологии». Участники практикума продолжают составление нерифмованного стихотворения).

Пример синквейна для дошкольников.

1.Осень
2.Солнечная, тёплая
3.Дарит, радует, светится
4.Осень дарит богатый урожай
5.Золото

Метод фокальных объектов ставит задачи придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения. Термин «фокальный» означает, что объект находиться в центре внимания, в фокусе. Например, берется слово- курица, произвольно выбирается другое любое слово. Выбрано слово- мяч. К нему подбираются определения. Какой мяч? Круглый, прыгающий, надувной. Затем надо в понятие «курица» ввести те элементы, которые ей не свойственны т. е. признаки мяча перенести на совершенствуемый объект. «Круглая курица» — ее нужно откормить сладкими булочками; «Прыгающая курица» — её посадили на фитбольный мяч; «Надувная курица» — волшебник превратил её в шарик и надул. Дети фантазируют и уже придумывают сказочные истории о курице. Важно направить фантазию в нужное русло, раскрывая свойства мяча и курицы как можно полнее.

Приём эмпатии (или аналогии)

Цели:

— развивать конструктивные идеи ребенка, фантазию, воображение, образное мышление;
— изменять представления о некоторых особенностях предмета;
— снимать стереотипы сознания;
— развивать связную речь.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— изобрази будильник, который забыли выключить;
— покажи походку человека, которому жмут ботинки;
— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка...», промяукай «Солнечный круг...» и т. д.;

б) Прямая аналогия — основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет — аналогия стрекозы, подводная лодка — аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) Фантастическая аналогия — решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость — возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь — это может быть человек, растение) и т. д.

Предложить детям войти в образ данного персонажа и рассуждать с его точки зрения. «Если ты превратишься в кустарник, то о чём ты будешь мечтать? Кого будешь бояться? С кем подружишься? О чём будут говорить твои листочки?» или «Представь себя на месте бабочки. Для чего ты живешь?»

Предложить детям увидеть разноцветный снег или дождь, «надев» разноцветные очки. А на прогулке спросить: «В кого могут превратиться лужи или сугробы, кусты или постройки?» Это своеобразное общение с различными предметами помогают дошколятам видеть тайны изменений, превращений. Дети сами приходят к выводу, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Такие ежедневные открытия раскрепощают детей.

А как хорошо работать с детьми со сказкой, используя нетрадиционные методы. Например, перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации. Изменить характер героя — как пойдёт дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку — что изменится в сюжете? Нарочно переврать- сказку — пусть дети восстановят её сюжет. Детям такие поисковые задачи очень нравятся. Они позволяют придумывать множество своих вариантов, быть сочинителями.

Дидактическая игра «А я бы...» (проводится с педагогами).

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей или стал бы каким-либо предметом.

Прием ТРИЗ — «Бином фантазии»

Цель: развитие детского речетворчества

Когда предлагают детям несколько картинок с изображением героев какой-либо сказки. Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать. И вдруг, среди карточек появляется новая, изображение которой не имеет ни какого отношения к этой сказке. И тогда дети реагируют на новый предмет и пытаются связать его с уже знакомой сказкой.

Дидактическая игра «Логический поезд» (проводится с педагогами)

Цель: развивать воображение при составлении коллективного рассказа или сказки.

Ход игры

Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту — картинку. И первый ребенок начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. Далее продолжает второй ребенок и т. д. Каждую последующую карту дети связывают с предыдущей, сохраняя логическую цепочку. В результате получается длинный и интересный рассказ или сказка.

Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов— это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей. Надеемся, что наша работа была плодотворной и предлагаем вам квик —настройку на успешную деятельность с детьми:

Квик-настройка

Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь! Улыбка — солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
Вы подобно золотой монете: чем дольше работаете, тем дороже ценитесь
Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
Трудности закаляют на пути к успеху.
Вы самые лучшие и красивые!!!

Похожие материалы: httpss://tmndetsady. ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-s-pedagogami/news12401.html

Категория: