Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шеминг Галина Эвальдовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Покровская средняя школа», село Покровка, Есильский район, СКО

Шеминг Г.Э.

В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, актуальной является проблема формирования поликультурной личности, владеющей двумя или несколькими языками. Среди языков, функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности с учетом способностей и потребностей. Специфика работы учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. Процесс обучения должен быть увлекательным. Часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.

Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.

В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2010—2020 гг.» отмечается, что «по каждому предмету, изучаемому в основной и профильной школе, будут разработаны интерактивные и интеллектуальные цифровые образовательные ресурсы.

Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса — текст, графика, музыка, видео, звуки и т. д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе.

Получат развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые преподавателями (централизованное создание и наполнение ресурсами медиатек). Для внедрения автоматизации учебного процесса каждая организация образования будет оснащена необходимым оборудованием: компьютеры новой модификации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и др.»

Каждый учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствуясь. Следовательно, работу современного учителя невозможно представить без применения информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования.

В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, я думаю, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, иметь оснащенный кабинет, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. У меня нет в наличии оснащенного кабинета, но я стараюсь в полной мере использовать возможности имеющегося в школе мультимедийного кабинета.

Применение компьютера на уроках русского языка и литературы — новая возможность организации активной и осмысленной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока — виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Это влечет за собой повышение заинтересованности детей предметом и, как следствие, повышение качества знаний учащихся.

Если говорить из опыта своей работы, то я предпочтение отдаю электронным учебникам. Именно они позволяют разнообразить урок, активизировать деятельность учащихся и выполнить в два раза больше работы. Электронные учебники содержат и теоретический материал, и упражнения, и диктанты. В течение всего урока работает весь класс, и каждого ученика можно опросить и оценить несколько раз. Положительное в том, что при работе с этими пособиями ученик, ошибаясь, имеет возможность вновь обратиться к правилу и исправить свою ошибку.

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе, позволяющим повысить качество знаний, по-моему, следует отнести мультимедийные презентации. Работа с использованием программы Microsoft PowerPoint необычайно интересна. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  • повышает качество знаний.

Но для того чтобы подготовить презентацию, нужно не только время, но и материал. Поэтому мои ученики с удовольствием предлагают свою помощь: находят самостоятельно дополнительный материал из интернета.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕНТ, начиная уже с 5 класса.

Внедрение компьютера в учебный процесс предполагает возможность быстрее и объективнее проводить тестовый контроль и формирование умений и навыков, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Я убедилась, насколько этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания знаний учащихся. Помогают в этом учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний — контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.

Компьютер помогает формированию прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса, овладению нормами литературного языка.

Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Применяю проверочные раздаточные карточки. В основе карточек — принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности. С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Они позволяют мне экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся.

Используя карточки дифференцированного контроля знаний школьников на уроках русского языка и литературы, я стараюсь добиваться: повышения общего уровня обученности ученика; развития интеллектуальных способностей, особенностей психического развития (памяти, мышления, познавательной активности); развития индивидуальных особенностей ученика (склонность к гуманитарным дисциплинам, эмоциональность, рациональность мышления).

Использование ИКТ помогает добиваться высоких и устойчивых результатов. Так за 3 года повысилось качество знаний учащихся по русскому языку и литературе в классах, где я систематически применяла ИКТ.

Таблица 1 Качество знаний по русскому языку и литературе

Таблица 1 Качество знаний по русскому языку и литературе

Ученики 5–11 классов участвовали в конкурсах районного, областного и республиканского значения: «Русский медвежонок», «Ақ. бота» (Михайлов В, Ахременко В — вторые места), в КИО: Завьялова А., Лукьянченко А., Шеминг В., участвовали в дистанционной олимпиаде по русскому языку и русской литературе. Каждый ученик получил сертификат участника, а Лукьянченко, А, Шеминг В. — сертификат «Лучший результат района». Мои ученики принимали участие в конкурсах сочинений на такие темы: «Подвигу жить в веках» Шматкова Е. (1 место в районе, 2 место в области), «Какие уроки я почерпнул из лекции Н. А. Назарбаева?» Лукьянченко А. (1 место в районе, 3 место в области), в областном конкурсе сочинений, проводимом СКГУ: «Почему я хочу стать журналистом?» (Шеминг В. – 1 место, Королева С. – 3 место), в конкурсе сочинений «Учитель прикасается к вечности…» (Лукьянченко А.). «Услуги рады оказать, услугами довольны» (Баяхметов Д.).

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что на повышение качества знаний может повлиять только целенаправленная, продуманная, разнообразная работа с компьютером.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, нереально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика — право на качественное образование.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперёд…»

Библиографический список

  1. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 гг.»
  2. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации \Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003. — с.68–70.
  3. Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.
Категория: