Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Повышение эффективности образовательного процесса через применение опорных конспектов по методике Шаталова В.Ф.

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Зырянова Татьяна Евгеньевна преподаватель химии и биологии, стаж 23 года, высшая квалификационная категория ГБПОУ НСО Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники, РФ

Предисловие

В силу своей профессии (преподаватель колледжа) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) стараюсь знакомиться с новыми подходами к обучению. Ещё в СССР такие были. Педагогики-новаторы разработали ряд методик обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Одна из таких — методика «Опорных сигналов» Шаталова В. Ф. В 1959 г. Виктор Федорович получил разрешение на внедрение своего метода. Ученики этой системы в 6-ом классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всей школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе, был, просто, вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы.

Еще во время обучения в НГПИ я познакомилась с методикой Шаталова В. Ф. Целью обучения и воспитания обучающегося Виктор Федорович считает — создание условий, в которых каждый будет иметь возможность развивать свои способности. В своей книге «Учить всех, учить каждого» он пишет: «Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает».

Все обучающиеся, безусловно, разные, но это совсем не означает, что в ком-то заложены способности к знаниям, а в ком-то — нет. Поэтому преподаватель в своей педагогической деятельности должен обращать внимание на возможности каждого своего ученика, пробуждая тем самым в нем осознание себя личностью, ответственной за свои поступки, и потребность в познании.

Эффективность методики В. Ф. Шаталова подтверждают следующие факты:

  •  Уже первый экспериментальный класс завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из безнадежных, казалось, учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 61 кандидат наук, 12 докторов.
  •  Донецк был педагогической Меккой, благодаря Шаталову В. Ф. Последователи успешно работают по всему миру. Людмила Москалина, бывшая московская учительница — в Чикаго, Ли Игао — в Пекине, Вольтер Чантурия — в Батуми и т. д.
  • В период перестройки Шаталова увенчали званиями и... постарались забыть. Были дела поважнее, да и перед Западом неловко. Там переходят с 11 лет обучения на 12, а наш чудак — с 10 лет на 9, затем 8 и 7. С развалом Союза эксперимент прекратили.
  •  Шаталов, тем временем, совершенствовал свою систему. На восьмом десятке жизни ездил по СНГ, учил детей. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии за 3,5 часа (по 30 минут в день). У экзаменаторов наворачивались слезы — таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах. Подвижника удостоили орденом Николая Чудотворца, премии Сороса, избрали Почетным президентом итальянской Ассоциации «Данте Алигъери», книги издали в 17 странах.
  •  «Откуда такое чудо?» — спрашивают мамы. Бабушки не задают вопросов. Они помнят Шаталова по передачам из Останкино, по газетным публикациям, фильмам. В ТЮЗе больше десяти лет шла пьеса С. Л. Соловейчика о Шаталове. Даже бабушки из Тель-Авива, Нью-Йорка, Риги покупают по Интернету все книги и видеоуроки, а внуков на учебу везут не в Лондон, а в Москву. Система Шаталова не сказка. Впрочем, о нем и сейчас вспоминает пресса и телевидение.

[По материалам публикации «Система Шаталова. Годовой курс — За 10 часов!» Кандидата философских наук С. Виноградова. Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2008г.]

Я освоила эту методику и уже более 10 лет использую ее на занятиях в колледже. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в НКЭиВТ на дисциплинах «Химия», «Биология», «Экологические основы природопользования» на 1 и 2-ом курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучающимся за 35-40 минут освоить большой объём материала (10-15 страниц текста). Знания остаются в памяти обучающихся на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В. Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум пяти минут — проговорить теорию по опорному сигналу.

Дополнительный положительный эффект данной методики — в кратчайшие сроки развиваются ораторские способности — можно практически как Сергей Ервандович Кургинян часами рассказывать материал — ярко, эмоционально, ничего не забывая из фактов, которые нужно привести, имея под рукой опорный конспект.

Если перевести нужные материалы на опорные сигналы, то их можно преподавать в кратчайшие сроки, очень быстро готовить участников олимпиад, научно-практических конференций, для популяризаторской деятельности, для подготовки к аналитическим дискуссиям — т. к. они наиболее плодотворны, когда участники на очень хорошем уровне владеют необходимым материалом. Помнят, что откуда берётся.

А теперь собственно немного о методике
Опорные сигналы. Методика создания

В большинстве учебников и образовательных программах за небольшим теоретическим изложением следует череда задач и упражнений, т. е. имеется возможность сразу применить полученные знания на практике. Но еще совсем неизвестно, получены ли знания. Теоретическая база — это основа всего, и если хотя бы одна ее часть усвоилась непрочно, то смысла в последующей практике не будет. К тому же совершенно ясно то, что стремление и желание познать и применить свои знания на практике появляется лишь в том случае, когда они прочно поняты, усвоены и закреплены. Поэтому Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами.

После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов.

Опорный сигнал — набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Здесь идет работа с памятью обучающегося и с такой ее функцией как способность к ассоциациям.

«Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия». [1, 160] К тому же содержат ту часть информации, которая является звеном остального и способна это остальное вытянуть за собой. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится учеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Опорный конспект — система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

Т. е., если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматически запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала, таким образом, сводится к созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка — опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинно-следственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией — и материал будет усвоен.

Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

1. Лаконичность. Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов (300-400 печатных знаков). Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучающегося, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучающиеся, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. (Опорные конспекты для разных групп студентов могут быть разными — необходимо учитывать уровень базовых знаний студентов при составлении первых совместных опорных конспектов).

2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно-следственные связи. Всё эти навыки развиваются у студента незаметно для него — просто в ходе изучения материала.

3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

6. Доступность воспроизведения от руки и доступность понимания. Обучаемые должны будут по памяти воспроизводить разобранные опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой форме воспроизводимой от руки на бумаге, а не в высокохудожественной манере. Сигналы должны быть логичны и понятны всем. Полезный приём при составлении опорных сигналов — использование удобно-читаемых аббревиатур.

7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т. е. воздействует на студента своими эстетическими качествами.

8. Компактность расположения учебного материала. Максимум — 1 страница.

9. Занимательность и парадоксальность. Очень хорошо, если есть возможность вставить изображение, которое вызвало бы удивление, недоумение или восторг. (Я часто использую картинки при составлении опорного конспекта в PowerPoint).

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В. Ф.

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом.

Лично я действую, пожалуй, немного по-другому — читаю текст и последовательно для каждого его фрагмента придумываю опорный сигнал. Перехожу к другому фрагменту — рисую сигнал для него, показываю взаимосвязь одного сигнала с другим. Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Однако личный опыт преподавания по методике создания опорных сигналов показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания сигналов и отчасти их воспроизведение обучающимися.

Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелиевыми ручками и фломастерами). Затем их ксерокопировать для студентов, сканировать для использования при рассказе теоретического материала, демонстрируя их через проектор. Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации нужно сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint. Однако наиболее удобным вариантом, по моему мнению, является создание опорных сигналов в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

Пример опорного сигнала

Приведу пример фрагмента опорного конспекта по теме «Электролиз», выполненного в PowerPoint. Данный фрагмент — один слайд!

 

Вся презентация состоит из трех слайдов: титульный, «Электролиз расплава NaCl», «Электролиз раствора NaCl» и «Электролиз растворов и расплавов электролитов». Объяснение данного фрагмента составляет, максимум, 5 минут

Изложение теоретического материала с помощью опорных сигналов преподавателем

Изложение теоретического материала по опорным сигналам проходит следующим образом.

1. Преподаватель через систему ноутбук-проектор запускает файл с презентацией PowerPoint с опорными сигналами (как альтернативу можно использовать большой плакат или доску с нарисованными опорными сигналами).

2. Преподаватель последовательно излагает теоретический материал, указывая на соответствующие его словам опорные знаки. Наиболее удобно указывать на опорные сигналы лазерной указкой. При использовании документ-камеры можно указывать на сигналы, изображенные на листе бумаге обычной ручкой.

3. Излагая материал, преподаватель объясняет, почему тот или иной знак ассоциируется с тем, о чём он говорит. При этом материал необходимо изложить несколько раз — минимум три.

Перечислю последовательность, технику и значимость повторений:

1. Наиболее полно изложить один логический фрагмент материала (соответствует обычно 1-2 абзацам текста), объясняя ассоциацию с опорным сигналом. При этом рассказывать можно подробно, обращаясь к студентам, приглашая их к дискуссии. Большая часть высказанной информации благодаря связи с опорным сигналом запомнится. Шаталов, характеризуя манеру изложения, материал преподавателем высказывается следующим образом: «Искусство владения словом — величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь учителя должна быть такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям — просторно». Как вариант можно рассказывать и одновременно рисовать опорный конспект на доске. Но в таком случае время рассказа заметно увеличивается. Лучше показывать опорные сигналы со слайдов через проектор. Иногда полезно на доске дорисовывать опорные сигналы, отражая ряд забавных или запоминающихся перипетий занятия. Отдельные штрихи, цифры и записи откликнутся в памяти студентов и интонацией, и жестами, и мимикой преподавателя. Листы с итоговыми сигналами будут источать шутки, гнев, недоумение, озарения открытий — все страсти, бушевавшие на занятии. Технически это можно сделать посредством инструментов «ручка», «фломастер» при показе слайдов презентации (нижний левый угол экрана), нарисовав знак мышкой или специальной ручкой прямо на доске, если доска интерактивная. Если презентации идёт через документ-камеру, то дополнительные записи можно нанести ручкой непосредственно на лист с сигналами.

2. Повторить сказанное ещё раз, но уже можно быстрее. Можно во второй (или если рассказываемый фрагмент один из наиболее важных во всей лекции — третий или четвёртый) раз уже не пояснять логику ассоциации опорного сигнала с теорией. Трудный поворот мысли можно объясняет по два, три, четыре раза подряд: «Внимание, еще раз... Еще раз... Все поняли? Еще раз...» Без всякого стеснения можно повторять одно и то же, пока все обучаемые не увидят кристально ясно логическую схему вопроса.

3. После изложения всего листа (одного экрана презентации) опорных сигналов необходимо также быстро снова повторить весь рассказ. В течение 3-5 минут необходимо выдать квинтэссенцию всего, о чем шел рассказ в течение 15-20 минут. Если при первом изложении обучаемые, как правило, внимательно слушают преподавателя, то при повторном изложении это внимание ещё более усиливается. Обучаемые проверяют, насколько хорошо они запомнили материал и ассоциации сигналов.

4. По завершению всей лекции можно с самого начала ещё раз пройтись по узловым моментам лекции, демонстрируя опорные сигналы. Если работать с подготовленной серьёзной внимательной аудиторией слушателей, то и количество повторений можно сократить до двух. Чрезмерного увеличение времени изложения материала при переходе на рассказ по опорным сигналам с трёх и более кратном повторении материала не произойдёт. Поскольку записывать студентам ничего не надо будет. Они только слушают преподавателя, отвечают на его вопросы, сами дополняют и рассказывают истории из практики. Говорить вполне можно быстро, но чётко — это будет усваиваться также как и медленная речь. Возрастание скорости речи учителя и учащихся на занятиях (это кажется в некотором роде неожиданностью) никоим образом не отражается на восприятии учебного материала.

Как должны вести себя студенты

Очень важно объяснить обучаемым особенно тем, кто в первый раз столкнулся с такой методикой, что им не надо ничего записывать, а только слушать и запоминать ассоциации. Очень многие поначалу будут не доверять. Их личный опыт будет говорить, что, невозможно просто прослушав материал, не делая записей, всё подробнейшим образом запомнить.

Кто-то попытается записывать, а делать этого как раз не надо. Как правило, те, кто что-то записывают, отвлекаясь на записи, не могут запомнить материал, рассказанный по опорным сигналам и далее подробно воспроизвести. Невозможно с равной эффективностью делать 2 дела: слушать преподавателя, запоминая ассоциации и записывать.

Очень интересные соображения по этому вопросу выказывает великий немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм в своей знаменитой книге «Иметь или быть»: «Записи представляют собой еще одну форму отчужденной памяти. Записывая то, что я хочу запомнить, я приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. Я уверен в своей собственности — ибо, только потеряв записи, я теряю также и память об этой информации. Я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк памяти превратился в экстернализованную в виде записей часть меня самого...

Наблюдая за собой, можно легко убедиться в том, что при ведении всякого рода записей снижается способность к запоминанию, однако здесь могут оказаться полезными несколько типичных примеров. Один из таких примеров можно каждый день наблюдать в магазинах. Сегодня продавец лишь в редких случаях станет выполнять элементарное сложение двух-трех чисел в уме, вместо этого он немедленно потянется к счетной машине. Другой пример относится к учебной деятельности. Преподавателям хорошо известно, что те студенты, которые на лекции тщательно записывают каждое предложение, по всей вероятности, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на свою способность понять и, значит, запомнить хотя бы самое существенное. Далее, музыканты знают, что тем, кто очень легко читает ноты с листа, труднее запомнить музыкальный текст без партитуры [Этой информацией я обязан д-ру Моше Будмору]. (Тосканини, который, как известно, обладал феноменальной памятью, служит прекрасным примером музыканта, ориентированного на способ бытия.)

И наконец, последний пример: работая в Мексике, я заметил, что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму, намного, превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран. Помимо всего прочего, этот факт позволяет предположить, что грамотность отнюдь не является тем благом, которым ее представляют, особенно если люди используют ее только для того, чтобы поглощать информацию, обедняющую их воображение и способность к переживанию».

Упражнение по закреплению материала

После изложения материала темы надо дать студентам отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по опорным сигналам.

В парах один студент рассказывает первую половину лекции, второй его слушает и поправляет, подсказывает, если это нужно. Вторую часть рассказывает уже второй студент, а поправляет его первый. Всего на упражнение закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут.

Итого на процесс теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа: 40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению материала. При этом по окончанию часа все студенты будут хорошо помнить весь изложенный материал.

Никакой зубрежки, никакого сверх напряжения! А материал тем менее удивительным образом будет изучен.

Для того чтобы материал запомнился с высокой степенью надёжности студентам надо воспроизвести опорные сигналы по памяти.

Вызубрить опорные сигналы практически невозможно, не понимая их смысл, и напротив, понимая, что они обозначают, это не составляет никакого труда. Сначала студент должен попытаться на листе воспроизвести сигналы (можно немного подсматривать). В следующее тренировочное воспроизведение подсматривать, скорее всего, уже не придётся. Итого мы имеем не более 2-х тренировочных воспроизведений.

И в заключении

Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс.

Они применяются:

  •  как средство наглядности и образец логического свертывания большого объема информации при объяснении нового материала;
  •  как дидактический материал для организации закрепления;
  •  как средство организации домашней подготовки;
  •  как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;
  •  как средство контроля;
  •  как форма письменного ответа обучающихся при проведении контроля;
  •  как форма отчета практической работы и др.

Вариантов использования методики В. Ф. Шаталова множество. Разумеется, один и тот же метод в его исходном виде, таком, какой был разработан педагогом-новатором, невозможно полностью повторить со всеми нюансами и, на мой взгляд, совсем не нужно. Опорные сигналы вполне реально использовать как инструмент обучения на уроках, что и делалось со времен утверждения методики Шаталова. «Компактные опорные сигналы могут надежно работать только тогда, когда они станут обязательной частью целостной методической системы». [1, 157] Главное — не нарушить этой целостности и органичности технологии, которую подарил нам великий педагог.

P. S.

1. Когда студенты поймут логику составления опорных конспектов, я даю задание самостоятельно составить его по определенной тематике (чаще использую такие задания на практических занятиях по химии и биологии). Для этого разработаны 2 вида инструктивных карт, содержащих алгоритм составления опорного конспекта. I-ый вид инструкции содержит конкретные опорные сигналы, которые нужно связать воедино, выделив главные. II-ой — предлагает разработать опорные сигналы и затем составить опорный конспект.

2. Самые наглядные и запоминающиеся, на мой взгляд, — опорные конспекты, выполненные в PowerPoint. Главное условие успешного опорного конспекта в PowerPoint — должен быть размещен на одном слайде. Ключевые блоки — каждый на отдельном слайде. Вся презентация должна быть очень хорошо анимирована!!!

Список литературы:

1. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
2. Шаталова В. Ф. Эксперимент продолжается — М. Педагогика, 1989. — 336 с.
3. Erich Fromm «To Have Or to Be?» © Copyright Эрих Фромм, 1997 © Copyright Войскунская Н., Каменкович И., Комарова Е., Руднева Е., Сидорова В., Федина Е., Хорьков М., перевод с английского — М: «АСТ», 2000 — 448 с.
4. Виноградов С. Система Шаталова. Годовой курс — За 10 часов! / Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2008 г

Категория: