Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Повторение, как важнейшая часть в освоении исторического материала учащимися с нарушением слуха

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Головченко Светлана Александровна учитель истории, категория первая высшего уровня квалификации, общий стаж 38 лет, КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» города Караганды, Казахстан

Головченко Светлана Александровна

Без повторения нет прочного усвоения исторического материала. Как сделать урок интересным? Как вовлечь всех учащихся в работу, заинтересовав каждого ученика? Вот главная задача учителя на уроке. А учащихся с нарушением слуха ещё сложнее заинтересовать учебным материалом, так как в силу ограниченности словарного запаса ученики не понимают и не воспринимают полностью учебный материал. Чтобы сделать каждый урок понятным и интересным необходимо повторение раннее изученного материала. Так как исторические термины не находятся в активном словаре учащихся с нарушением слуха и очень быстро забываются ими. Прочное и сознательное овладение историческими терминами позволяет лучше понять и усвоить новый материал.

Изучение истории в рамках обновлённого содержания среднего образования в Республике Казахстан начинается в 5 классе. Где постепенно учащиеся знакомятся с такими историческими терминами как эпоха, период, орудия труда, занятия первобытного человека и т. д. Так шаг за шагом учащиеся входят в историю, где каждое слово, исторический термин, событие должны прочно осесть в памяти ученика. И при повторном звучании вызывать чёткие ассоциации. При первоначальном знакомстве с новыми терминами, понятиями педагог опирается на иллюстрацию, табличку и только потом закрепляет произношением и восприятием учащимися на слух. В последствии ученик должен опираться только на слово учителя при этом проговаривая и запоминая основные понятия и события. Знание слова, обозначающего понятия, помогает оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Таким образом, овладение словом, запасом слов создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта».

Так при изучении в 5 классе темы по истории Казахстана «Мезолит — среднекаменный век», учитель обязательно в начале урока повторяет периоды эпохи камня и его временные рамки. При объяснении занятий первобытного человека периода мезолита, педагог вместе с учащимися вспоминает основные занятия предшествующего периода палеолита, выясняет причины появления нового вида занятия и орудий труда. В конце урока для закрепления изученного материала можно предложить учащимся заполнить таблицу

«Период палеолита — период мезолита»




Вопросы

Палеолит

Мезолит

1. Временные рамки

 

 

2. Климат

 

 

3. Занятия

 

 

4. Орудия труда

 

 

5. Стоянки

 

 

При анализе таблицы педагог обращает внимание на изменения климата Казахстана, что и приводит к появлению нового вида занятия и изобретение человеком более совершенных орудий труда.

Следовательно, повторение необходимо на каждом уроке и на каждом этапе урока: при актуализации знаний, на этапах объяснения нового материала, при закреплении уже изученного раннее, при организации самостоятельной работы, при проверке знаний учащихся. В процессе повторения развивается память, активизируется словарь, вырабатывается гибкость ума.

В старших классах повторение учит учащихся анализировать полученные знания, классифицировать, обобщать, сопоставлять. Например, в 9 классе при изучении темы «Кризис абсолютизма и начало французской революции» по всемирной истории закрепляются понятия — централизованное государство, абсолютная монархия, сословия, дворянство, буржуазия, революция, парламент, Бастилия и т. д., где при изучении нового материала, происходит сопоставление с теми знаниями, которые были получены при изучении темы «Английская буржуазная революция».

Учащимся при изучении новой темы даётся задание по составлению схемы по аналогии с ранее изученным материалом по Англии, которая поможет легче понять и усвоить новые знания. На последующих уроках её можно использовать при опросе домашнего задания, при повторении и сопоставлении на новых уроках.

Абсолютная английская монархия. Правит династия Стюартов.

Сословия английского общества:
1. Духовенство;
2. дворяне;
3. крестьяне, ремесленники, буржуазия, горожане.

Кризис английского абсолютизма (тяжёлое положение крестьян, развитие буржуазии, рост числа наёмных рабочих)

Английская революция, начало 3 ноября 1640 г. Восстание в Лондоне.

Правильно организованное повторение помогает ученику установить логические связи между вновь изучаемым материалом и раннее изученным, приводит знания в систему, учит мыслить логически, выбирать основной материал, приучает находить необходимый ответ на поставленный вопрос, делать выводы.

Очень важно проводить тематическое повторение в конце каждого раздела. Для этого необходимо отобрать основной материал, даты, события, исторические термины, установить последовательность. Необходимо разнообразить учебный материал, выбирая разные формы заданий — это может быть таблица, кроссворд, обратный кроссворд, работа с картой, соотношение событий и дат, тесты, иллюстрации, портреты исторических личностей и т. д.

Необходимо учитывать особенности учащихся с нарушением слуха, подбирать задания, которые будут интересны, выполнимы. Не все задания, запланированные для общеобразовательных школ, подходят нашим ученикам.

Например, при подготовке повторительно-обобщающего урока по истории Казахстана в 9 классе был составлен материал по повторению, специально составленные для учащимся с нарушением слуха.

Повторительно-обобщающий урок ко второму разделу истории Казахстана, учебник 8 класс,
«Казахское ханство в XVIII веке»

1. Соотнеси правильно.



1. Хан Каип

правитель Младшего жуза

2. Иван Чередов

император Российской империи

3. Пётр I

правитель Казахского ханства

4. Хан Абулхаир

российский посол

5. Анна Иоанновна

дипломат российского посольства

6. А. И. Тевкелеев

император Российской империи

7. Султан Нуралы

правитель трёх Казахских жузов

8. Таймас Шаимов

джунгарский правитель

9. Галдан Цэрен

Башкирский старшина

10. Хан Абылай

охрана дипломатической миссии

2. Найди ошибку. Работа по карте.

Крепости Иртышской линии от Омска до Усть — Каменогорска

1. Омск                            6. Осморыжский
2. Агаирский                     7. Чернорецкий
3. Черлацкий                    8. Барнаул
4. Железинская                9. Коряковский
5. Кодырань                     10. Змеиногородский

3. Впиши в таблицу историческую личность, события.




дата

историческая личность (кто?)

события

1730

 

 

весна 1731

 

 

10 октября 1731

 

 

1741

 

 

1711

 

 

4. Определи историческое значение личности

Абулхаира                                             Абылая

1. Способствовал централизации государственной власти.
2. Принадлежит важная роль в разгроме джунгар.
3. Постепенно теряет авторитет среди своих подданных.
4. Пользовался огромным уважением.
5. Российская империя приступила к открытому захвату северной части Казахстана.
6. Привело к началу территориальной раздробленности Казахского государства.

Только разнообразие методов повторения может устранить те противоречия, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды. От успешного проведения одного из видов повторения зависит продолжительность и успешность заключительного повторения. Исторические знания, являются важной составляющей учебно-воспитательного процесса, способствуют решению задач становления личности, гражданина и патриота.

Список используемой литературы

Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., Издательство Института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
Волкова Т. В. Развитие памяти и внимания. — Ростов-на-Дону, ООО «Удача», 2008.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М., «Просвещение», 1999.
Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М., «Просвещение», 1984
Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. — М., «Просвещение», 1978
Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. — М., «Владос», 2001

Категория: