Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Понятие о почве, её состав. Выделение составных частей. Обнаружение воды и воздуха в почве

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Баев Сергей Иванович, учитель сельхоз. труда, «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями» с. Ломоносовка, район им. Г. Мусрепова СКО

Баев Сергей Иванович

Пояснение

Это занятие провожу, используя личностно-ориентированный подход, в котором занимаю позицию консультанта, а иногда психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь», при этом, в частности включаю элементы технологии коллективного взаимообучения А.Г. Ривина. «Работа в парах сменного состава». Это по определённым правилам позволит плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Вообще, занятие сельскохозяйственного труда в монологической дидактике с её установками «передать, внушить, привить», т.е. с авторитарной позиции в работе с учащимися с нарушениями интеллекта вредны, т.к. эти ребята не выносят какого-либо давления, они «замыкаются», «уходят в себя», но если перейти на демократическую позицию, т.е. позицию «сотрудничества», создавать ситуации самоутверждения воспитанника, и помогать ему реализовывать, проявлять, раскрывать себя, что возможно только в момент соутверждения, взаимоподдержки, совместного добывания истины. Тогда такие занятия имеют успех, ученики с учителем охотно работают и поступательно развиваются.

Работа диалоговых пар предполагает непрерывную и безотлагательную передачу полученных знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь между учениками, а также выделить следующие основные преимущества при таком проведении занятия: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; отпадает необходимость в сдерживании темпа передвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами, увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

Цели занятия:

Образовательные:

1. Уточнение понятия «почва»;
2. Ознакомление с составом почвы;
3. Формирование знаний о выделении составных частей почвы;

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности.
2. Развитие моторики рук, двигательной сноровки.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование познавательного интереса к сельскохозяйственному труду, трудолюбия, чувства взаимопомощи при работе в группах.

Тип занятия: Лабораторная работа.

Оборудование: образцы сухой почвы, листы бумаги, пробирки, спиртовки, стаканы, учебники, рабочие тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент: (психологический настрой)

Ребята, давайте вместе с вами проведём небольшое исследование. Давайте делится своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска. Пусть наши достижения и не покажутся кому то крупными, но ведь это будут наши собственные достижения.

Проверка у учащихся формы, учебных принадлежностей. Назначение дежурного, отметка отсутствующих.

2. Мотивация занятия

Ребята! На почве растут различные растения- деревья, кустарники, травы. Почва даёт человеку хлеб, овощи, фрукты, корм для скота. Без неё жизнь человека и животных на Земле невозможна. Поэтому мы будем изучать и накапливать свои знания о почве.

3. Актуализация опорных знаний

1. Какое значение имеет сельскохозяйственный труд?
2. Какие продукты питания создаются в сельском хозяйстве?
3. Что такое удобрение?
4. Для чего вносят удобрения в почву?
5. Какие органические удобрения вы знаете?
6. Как получить перегной?

Ход работы

Ученики делятся на диалоговые пары, которые объединяются по желанию из двух учеников, меняющихся ролями «учитель-ученик», или два слабых ученика, или два сильных, либо сильный и слабый. Каждой паре учеников даю небольшой образец сухой почвы. Они насыпают свои образцы на чистые листы бумаги. Затем я предлагаю внимательно рассмотреть свои образцы почвы и даю задание — выделить из образца почвы те составные части, которые хорошо видны.

Учащиеся внимательно рассматривают и отбирают мелкие камешки, кусочки корней и стеблей растений, комочки почвы разной величины, семена сорняков и др., при этом вовлекаю учащихся обсуждать в своих парах производимые действия, советоваться друг с другом.

Затем учащиеся делают в рабочих тетрадях записи, в которых указывают составные части своих образцов почвы.

Далее предлагаю взять щепотку почвы пальцами и растереть её. Ученики, обсуждая это действие, приходят к выводу, что чувствуют какие-то крупинки. Я говорю им, что это песчаные частицы почвы. А что же остаётся на пальцах в виде пыли? Обсуждая этот вопрос, приходим к выводу, что это глинистые частицы, а так как они очень мелкие, то при растирании пальцами глины крупинок не чувствуются.

После проведения этих опытов проводим физкультминутку. Возвращаясь к занятию, провожу беседу, в которой учащиеся ещё раз называют выделенные части из образцов почвы, могут поспорить между собой о различии содержания образцов, но в итоге приходим к мнению, что состав почвы, в принципе, одинаков. Затем знакомлю учеников с понятиями «почва», «плодородие почвы».

Почва — это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай. Акцентирую внимание на основном свойстве почвы — её плодородии.

Плодородием почвы называют её способность обеспечивать растения водой, необходимыми элементами питания и другими условиями для нормального их роста и развития. Вместе с учениками выясняем, что почва пронизана корнями растений. Они разрастаются в стороны и проникают в глубину, это видно на специальных стендах в кабинете.

Затем предлагаю прочитать в учебнике статью «Почва» и ответить на вопрос. Что же такое плодородие почвы? После обсуждения и дополнений друг друга записываем это определение в рабочую тетрадь.

Переходя к следующему этапу работы, рассказываю ребятам, что кроме тех составляющих, что они обнаружили в почве, есть ещё и другие вещества. Предлагаю им предположить какие? Находим правильные ответы: вода и воздух.

Рассуждаем на тему, как же вода попадает в почву. Ученики говорят, что, например, при поливе комнатных растений, а также во время дождя. Спрашиваю, что будет чувствовать рука, если после дождя взять в руку горсть почвы, ученики говорят, что сразу можно догадаться, что этот ком почвы содержит воду.

Предлагаю задаться вопросом, а есть ли в сухой почве вода? Да, есть! И в этом можно убедиться, если проделать опыт.

Ученики опять попарно делают опыт, для этого нужно взять пробирки и насыпать в них немного почвы. Затем зажигаются спиртовки и над пламенем помещаются пробирки с почвой. Вскоре, наблюдается, что на верхней части пробирки появляются капельки воды. Откуда она появилась? Конечно, эта вода выделилась из почвы. Обсуждая это, ребята приходят к выводу, что в почве всегда есть вода в том, или ином количестве. Дальнейшие рассуждения приводят к мысли, что во влажной почве воды больше, а в сухой — меньше.

Задаю следующий вопрос. А есть ли в почве воздух? Чтобы это узнать конкретно, предлагаю проделать следующий опыт. Нужно в стакан налить воды, а затем бросить в него комочек почвы. Когда все произведут это действие, предлагаю поделится, что же они заметили? Ученики говорят, что почва расходится в воде и что при этом на поверхность воды выходят пузырьки. Ставлю на обсуждение вопрос: «Что же это за пузырьки?». Ученики делают вывод, что это как раз и есть воздух, который был в почве.

Рассуждая вместе с учащимися о воде и воздухе, которые находятся в почве, делаем вывод, что они необходимы для роста и развития растений.

Затем предлагаю ученикам прочитать статью «Вода и воздух в почве» в учебнике.

Индивидуальная работа

В соответствие с типологическими особенностями, беседую с подчинёнными, консультирую их. Предлагаю преодолевать возникающие трудности на протяжении всего занятия.

Закрепление

В совместной беседе выясняем ответы на следующие вопросы:

1. Что такое вода?
2. Что такое плодородие почвы?
3. Как обнаружить в почве воду?
4. Как обнаружить в почве воздух?
5. Нужны ли почве вода и воздух?

Подведение итогов. Рефлексия

Убрать свои рабочие места. Сдать оборудование дежурному, который убирает всё на своё место.

При совместном обсуждении проведённой работы, даётся общая оценка каждому ученику.

Литература:

1. Ковалёва Е.А. «Сельскохозяйственный труд».
2. Ковалёва Е.А. «Методика обучения сельскохозяйственному труду».
3. Ставровский А.Е. «Занятия по сельскохозяйственному труду».
4. Никишов А.И., Арсиневич Н.И. «Естествознание»

Категория: