Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Подвижные игры

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Попков Андрей Петрович учитель физической культуры. Стаж работы 15 лет. Токушинская школа-гимназия, СКО

Подвижные игры

Введение

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь- но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя запретить естественное желание детей бегать, прыгать, преодолевать препятствия, проверять и показывать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.

Как известно дети младшего и среднего школьного возраста обладают большой подвижностью, в играх же эта огромная энергия может преобразоваться в деятельность мыслительную и физическую. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и психологическими действиями, в игре всегда заложен элемент нового, неопознанного. Даже предвкушение предстоящей игры вызывает у детей приятное волнение и положительные эмоции.

Игры, предлагаемые данной разработкой универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать как на природе в компании детей своих друзей, так и в обычном детском саду или школе. Для подвижных летних и зимних игр не понадобится серьезный спортивный инвентарь, очень часто достаточно скакалки или небольшого мяча. А очень часто нужны просто желание замечательно провести время и стремление подвигаться!

В тексте выделены дополнения к правилам, которые позволяют игре стать более интересной, интенсивной, не похожей на предыдущие варианты.

Подвижные игры без предметов

«Невод» («Паутинка»)

Все играющие — рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка — «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями.

Один из минусов этой игры, то что первыми в «невод» попадаются малоподвижные дети, бегая цепочкой их подвижность еще уменьшается и они не могут поймать более подвижных детей. Но если большой, длинный «невод» разделить на несколько маленьких (по двое, по трое), то интенсивность игры значительно возрастет.

«Шишки, желуди, орехи»

Многие знают эту игру, но если подзабыли, вот вам правила. Группа разбивается на тройки и встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке — «шишки», за ними «желуди», за ними «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не достанется место становится водящим.

Можно поменять названия на любые другие, которые могут придумать дети.

«Перемена мест»

Две команды по 8-10 человек становятся шеренгами вдоль линии лицом друг к другу, на расстоянии 10-12 м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу ведущего они бегут навстречу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за противоположной линией, развернуться и встать в шеренгу. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.

Повторяя игру, можно менять способы передвижения: прыжками, на одной ноге, со скакалкой.

«Кот и мыши»

На расстоянии 10 метров чертят две линии: за одной — домик «кота», за другой — домик «мышей». Водящий — «кот» спит в своем домике, а «мышата» идут к нему со словами: Вышли мыши как-то раз посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири... (В этот момент «мыши» подходят к «коту» и даже могут его потрогать.) Вдруг раздался страшный звон. Побежали мыши вон. После слова «вон» кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывают из игры или меняются ролями с котом.

Одна из любимейших игр для детей начальных классов классов. За много лет даже не мог придумать никаких дополнений.

«Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно — один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей — один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся ведущий сам становиться ведущим и теперь должен догонять.

Если детей играет небольшое количество, можно провести «Второй лишний». Чтобы побегали все дети, нужно ввести правило- бегать не более 1-2 кругов.

«Чай-чай, выручай!»

Водящему нужно поймать всех игроков. Тот, кого поймали, застывает на месте, раскидывает руки в стороны и кричит: «Чай-чай, выручай! Чай-чай, выручай!..» Если кто-то из игроков теперь дотронется до него, осаленный игрок снова может возвратиться в игру. Водящий старается этого не допустить и осалить всех. Если детей много, выбирается несколько водящих.

Одна из любимых игр начальных классов. Игра становится еще веселей и эмоциональней если осаленного игрока выручать не простым касанием руки, а перелезанием через расставленные на ширине плеч ноги.

«Города»

Это игра большой подвижности она развивает у ребёнка быструю реакцию и глазомер. Кроме того, игра имеет познавательное значение. Дети тренируются в счёте, развивают память, запоминают названия городов.

На земле чертят большой круг. Все встают в круг. Каждый выбирает себе название города.

Ведущий подкидывает мячик кверху и называет какой-нибудь город. Игрок, чей город он назвал, должен поймать мячик. Если он поймал его, то, в свою очередь, тоже может подкинуть мячик вверх и назвать любой город. А если он не поймал, то все игроки разбегаются в разные стороны, пока он догоняет мяч. Когда игрок схватит мяч, он кричит: «Стоп!» И тут все «города» замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любой город и определяет на глаз, сколько до него километров. Каждый километр — это шаг.

Идет до него и считает шаги. Если после названного количества шагов он может достать до игрока рукой, он становится городом, а игрок ведущим. Игра снова начинается из круга.

«Догонялки»

Очень популярная игра для детей всех возрастов. Существует множество разновидностей.

Все обыкновенно отходят от водящего на несколько шагов, и он пытается догнать (запятнать, осалить) кого-нибудь. Тот, кого поймали, делается водящим.

Играя долгое время, можно вводить новые правила и ограничения. Например, можно запретить водящему ловить тех игроков, что взялись во время игры за руки. Или запрещается салить того, кто, убегая, присел. Нужно договориться, что держаться за руки или сидеть на корточках разрешается только недолгое время, а водящему нельзя «караулить» присевших игроков.

Иногда на площадке рисуется несколько кругов («домиков»), куда могут спрятаться от водящего игроки. Долго оставаться в «домике» нельзя. Играющий может также повернуться к водящему лицом и скрестить руки на груди — это тоже «домик». Как только водящий повернется к другому игроку, из «домика» нужно выйти.

Играют и таким образом: все пойманные начинают вместе с водящим ловить остальных игроков, пока не переловят всех; можно договориться, что догоняющие должны бежать, взявшись за руки.

«Догонялки с пересечениями»

Один догоняет, другие убегают. Если водящий догоняет кого-нибудь из игроков, а другой игрок перебежит ему дорогу, водящий должен оставить первого и побежать за тем, кто пересек ему путь. Пойманный игрок становится водящим.

«Коснись тени» (разновидность догонялок)

Игра для любого количества участников. Поводится на открытом воздухе при солнечной погоде. В основе лежит игра в догонялки, но в данном случае цель водящего — осалить не самого игрока, а его тень, рукой или ногой. Осаленный игрок становиться водящим. Единственный способ спасения — спрятаться в тень. В противном случае игрок должен постоянно находиться в движении. Пока два игрока бегают, остальные остаются на месте

«Догонялки с условием»

Играют все. Водящий преследует остальных играющих и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которую задел осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть. Так он должен догнать и осалить кого-либо. Если играющих много, выбирают двух или даже трех водящих.

«Голова и хвост»

Играют 8-10 человек. Все становятся в колонну друг за другом, обхватывая руками за пояс впереди стоящего. Игрок, стоящий в колонне последним, закладывает себе сзади за пояс повязку или веревку. Это «хвост». Игра состоит в том, что игрок, стоящий впереди («голова») должен поймать «хвост». Если колонна разрывается, игра прерывается до тех пор, пока все снова не будут держаться друг за друга. Если «голове» удалось поймать «хвост», то первый в колонне игрок становится последним, закладывая себе «хвост» сзади. «Головой» становится игрок, стоящий вторым. Теперь он ловит «хвост»!

Разновидность этой игры «Кот и цыплята». Все становятся в колонну друг за другом, обхватывая руками за пояс впереди стоящего. Передний в колонне наседка, все остальные цыплята, кот становится перед колонной. По сигналу кот старается поймать последнего в колонне цыпленка, наседка его защищает.

Еще одна разновидность «Паровозик». Играющие выстраиваются в две колонны. В колонне соединяются друг с другом руками по принципу паровозика. Начало колонны называется головой, конец колонны — хвостиком. Голова должна поймать хвост команды — противника.

«Прятки»

Прятки — это одна из самих популярных игр во все мире! Отлично развивает внимательность и смекалку. Легка в понимании даже для малолетних детей

Игра в прятки известна практически по всему миру и является одной из самых любимых игр всех детей. С помощью считалки выбирается водящий — он и будет искать всех остальных. Игроки договариваются до какого числа будет считать водящий. После этого водящий отворачивается к стенке (столбику, двери), а остальные прячутся кто куда сможет.

Задача игроков: после окончания счета успеть «застукаться» до того, как его застукает водящий.

Задача водящего: найти и застукать всех игроков. Первый застуканый будет следующим водящим, если последний из игроков не застукает за всех.

Можно сделать игру в прятки наоборот. Ведущий прячется, остальные его ищут. Игрок, который найдет ведущего, становится ведущим.

«Светофор»

На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий старается поймать перебегающих пространство между линиями игроков. Пойманный становится водящим.

Очень интересная игра на развитие реакции и быстроты.

«Волк в яме»

На площадке чертится коридор («яма») шириной до 1 метра. Яму можно начертить зигзагообразную где уже, где шире. В яме располагается водящий- «волк». Все остальные играющие — «зайцы» — стараются перепрыгнуть через яму и не оказаться пойманными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры. «Волк» может ловить «зайцев» только находясь в яме. «Зайцы» яму не перебегают, а перепрыгивают. Если нога «зайца» коснулась территории ямы, это значит, что он «провалился в яму» и в этом случае также выбывает из игры. Так же яму можно сделать гораздо шире 5-6 метров, и предложить зайцам перебегать её, а количество волков увеличить до 2-3.

Одна из любимых игр детей. Предложите детям пофантазировать и в игре вместо волка и зайцев, могут появиться: кошка и мышки, лиса и гуси, обезьяна и бананы и т. д..

«Снежки» («Атомы и молекулы»)

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются снежинками. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «снежок», т. е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Снежки по три!», то это значит, что три игрока — снежинки образуют один снежок, последние игроки кто образовал снежок выбывают из игры. Затем ведущий говорит «Растаяли!» и игра начинается сначала.

Это игра разновидность известной игры «Атомы и молекулы». Так как маленькие дети плохо понимают что такое атомы и молекулы, пришлось заменить их на более знакомые снежинки и снежки.

«Кошки-мышки»

Ребята встают в круг и держатся за руки. Двое водящих: кошка и мышка. Кошка догоняет, мышка убегает. Когда кошка догнала, она становится мышкой, а новая мышка выбирается из круга. Круг может поднимать и опускать руки, чтобы помогать мышке проникать в круг и за его пределы, и наоборот мешать кошке догнать мышку.

Если детей большое количество интенсивность игры падает, так как двое бегают, а остальные стоят и это им не очень интересно. Хочется предложить еще одну разновидность этой игры. Например, учащихся поделить на мальчиков — «котов», и девочек — «мышек». Мальчики взявшись за руки образуют круг, девочки по сигналу забегают и выбегают из круга, по второму сигналу мальчики опускают руки стараясь поймать как можно больше девочек. И так несколько раз, затем играющие меняются местами.

«Космонавты»

По краям площадки чертят 6-8 треугольников — «ракетодромов». Внутри каждого из них рисуют круги — «ракеты», но обязательно на один круг меньше, чем играющих. Все участники встают в круг в центре площадки. По команде ведущего все бегут к «ракетодрому» и занимают места в «ракетах». Кто не успел занять место — выбывает из игры. Затем удаляется одна ракета и игра повторяется.

«Вызов»

Играют две команды, равные по количеству игроков (желательно одного пола). Они становятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 20–40 м (в зависимости от возраста).

Перед командами чертятся линии. По жребию одна из команд начинает вызов. С правого фланга этой команды выходит очередной игрок и приближается к противостоящей команде. Навстречу ему все игроки этой шеренги вытягивают правые руки ладонями вверх. Вызывающий три раза касается правой рукой ладони любого игрока, громко подсчитывая при этом: «Один, два, три». После третьего касания чьей-либо ладони он быстро убегает к себе за черту, а вызванный (игрок, ладони которого вызывающий коснулся последний раз) должен догнать убегающего раньше, чем тот успеет перебежать черту. Если погоня увенчается успехом, то преследователь возвращается на свое место в шеренге, а пойманный становится сзади него как «пленник». Если же вызванный не догонит убегающего, то сам идет к нему в «плен».

Затем вызов начинает игрок другой команды. Так поочередно от каждой команды игроки совершают вызовы.

«Удочка»

Очень распространенная игра. Играть могут дети 5-6-летнего возраста и старше. Играющие становятся в круг, ведущий выходит на середину круга с удочкой (скакалка или веревочка с мешочком на конце). Кружась на одном месте или вращая удочку (перекладывая ее быстро из руки в руку), ведущий водит удочку так, чтобы она, скользя по полу, проносилась под ногами играющих. Стоящие по кругу внимательно следят за мешочком и подпрыгивают так, чтобы он их не задел. Если это случится, то игрок, «попавшийся на удочку», выходит из игры. К концу игры в кругу останется лишь несколько наиболее ловких ребят, которые и считаются победителями.

Здесь был такой минус — менее прыгучие дети в течении всей игры грустно сидели на скамейке. Когда в следующий раз проводил эту игру, предложил пойманным учащимся загадывать мне загадки или рассказывать стихотворение, для того чтобы остаться в игре. После этого на скамейке практически никого не было.

«Вызов номеров»

Игра на развитие быстроты и скорости реакции. Играть могут дети 5-6-летнего возраста и старше. Учащиеся строятся в две шеренги, в шеренгах рассчитываются по номерам, впереди на одинаковом расстоянии две стойки. Учитель громко говорит номер, дети с этими номерами наперегонки бегут вокруг стоек.

Для усложнения задания: вызывать номер можно математическим действием, например, 2+2, то есть побежать должны 4-е номера.

«День и ночь»

Игра на развитие быстроты и скорости реакции. Игра для детей среднего школьного возраста. При расстановке детей следить между ними была достаточная дистанция.

Играющие становятся в две шеренги спиной друг к другу, перед каждой командой начерчены линии на расстоянии 7-8 метров. Одна команда «день», другая «ночь». По команде «день» игроки названной команды стараются убежать за свою линию, игроки команды «ночь» стараются поймать их. Потом все возвращаются на свои места и игра повторяется наоборот. В конце игры подсчитываются очки.

Для разнообразия игроков можно повернуть лицом друг к другу, посадить в присед, детей постарше принять упор лежа. Так же можно ввести зрительные сигналы: например, красный и синий флажки.