Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Подготовка ребенка к звуковому анализу и синтезу

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Пожильцова Татьяна Викторовна, учитель-логопед, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГКП ясли-сад № 18 «Гномик» Павлодарская область, город Экибастуз

Пожильцова Татьяна Викторовна, учитель-логопед, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГКП ясли-сад № 18 «Гномик» Павлодарская область, город Экибастуз

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии»

Д. Б. Эльконин.

Звуки — это первичные элементы устного языка. С их помощью мы произносим слова и предложения, излагая свои мысли. Звуки всех без исключения языков первоначально заимствуются из звуков окружающего мира, методом подражания. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Маленькому ребенку мы говорим, показывая на козу: «Это «ме-е-е». Ему это понятно, если он слышал, как «говорит» коза. Ребенок легко связывает звуки, издаваемые животным, предметом или явлением. Для того, чтобы научить ребенка из всего многообразия звуков, окружающих нас, выделять звуки родного языка, прежде всего необходимо научить его находить и определять их.

В процессе ознакомления с окружающим дети узнают, что каждый предмет имеет свое значение, смысловое содержание. Вслушиваясь в звуки речи, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, не задумывается над звуковым строением слова. В детском саду еще незадолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре. Работа со звуками особенно необходима для детей с речевыми нарушениями. Она направлена на формирование фонематического слуха и подготовку к звуко-слоговому составу слов. Это позволяет быстрее сформировать правильное произношение у детей и избежать ошибок при чтении и письме.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом внимания, наблюдения и изучения. Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад.

В младших группах на занятиях и в речевых играх приучают малышей отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса.

У детей среднего возраста интерес к слову еще более возрастает. Они с удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различие в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, увлеченно играют со звучалками, стишками, придумывают песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание и наслаждаясь их звучанием.

Дети старшего возраста уже произносят почти все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков. Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей. Дошкольники различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, определяют место звука в слове. У них развивается способность к звуковому анализу слова, пробуждается интерес к его ритмико-слоговому строению.

Детей подготовительной к школе группы учат делить слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов; определять последовательное звучание слогов в слове, самостоятельно преобразовывать слова; совершенствуют умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове и последовательность звуков в слове.

При формировании умений вслушиваться в звучание разных слов, слышать слова и звуки нужно прежде всего обучить дошкольника правильному употреблению и пониманию терминов «слово», «звук», «слог».

Педагог использует в работе с детьми словарные игры и упражнения («Назови по-разному», «Кто, что делает?», «Какой, какая, какое?», «Кто как передвигается?» и др.). А такие писатели, как А. Барто, В. Осеева, А. Шибаев Е. Благинина термины «слово» и «звук» используют в названии своих произведений («Игра в слова», «Честное слово», «Волшебное слово», «Звук заблудился» и др.), а также в увлекательной форме сообщают о них в самом тексте.

Еще до того, как дети начинают учиться звуковому анализу и установлению последовательности звуков, их знакомят с длительностью звучания слова. Педагог предлагает ребенку «прошагать слова» по веревочке. После одновременного прошагивания и проговаривания слов выясняется, какое из них короче, а какое длиннее. Демонстрируя длительность звучания слова на звуковой линейке, дети видят, как один звук сменяется другим и как нарастают в словах звуки. Педагог использует в работе такие игры: «Какое слово потерялось?», «Подскажи словечко», «Какие бывают слова?», «Длинное — короткое» и другие.

В дальнейшем дошкольников учат вслушиваться в звучание слова, определять сходные и разные по звучанию слова; звонко, тихо или громко оно звучит; на что похоже; узнавать, какой звук потерялся, выделять отдельный звук в слове. Детям предлагают такие игровые упражнения: «Это слово звонкое, тихое или громкое?», «На что похоже?», «Сходно ли звучат слова?», «Какой звук потерялся?», «Звуковые часы», «Какое слово я задумала?» и другие.

Таким образом, во всех возрастных группах работа педагога по ознакомлению ребенка со звучащим словом тесно связывается с развитием других сторон речи. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической).

Используемая литература:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Куликовская Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи, М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2010 г.
  3. Логопед для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  4. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1991 г.
Категория: