Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Патриотическое воспитание у учащихся начальной школы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Риккель Любовь Ивановна учитель начальных классов школа-лицей № 27 г. Астаны

Риккель Л.И.

Выступление на Августовской конференции учителей

Любовь к Родине — патриотизм.
Защита Родины — долг и обязанность патриота.

Абай Кунанбаев мудро заметил; «Достоинство человека содержится не в наружности, а в чистоте его помыслов, во внутренней сущности…». Именно постигая свою сущность, человек начинает понимать свое предназначение, смысл своей жизни.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве — главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), иметь такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни своей страны. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Патриотическое воспитание учащихся в школе также является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика по данному направлению сегодня уделяет все больше и больше внимания.

Патриотическое воспитание — это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью поколения в образовательном процессе становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания — учить миру. А это значит:

1) Помогать детям осознавать то, что можно изменить мир — семью, класс, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету. А, главное, — самого себя, к лучшему.

2) Вовлекать детей и подростков к поиску путей и средств решения проблем, принимать участие в работе по улучшению условий жизни для каждого члена нашего общества.

3) Помогать осознанию того, что «плохо», а что «хорошо».

Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций.

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий.

Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое воспитание, начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых дней жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества.

Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким-то недостаткам всех проводимых государством реформ, — могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

Патриотическое воспитание ориентировано на повышение статуса воспитания в школьной системе.

Важными составляющими моей работы по формированию патриотического воспитания являются традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков литературы, познания мира, самопознания, труда, рисования, музыки, классных часов, еженедельных «двадцатиминуток».

Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается мною путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно историческое направление, предполагающее:

  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РК, знание её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Казахстана;
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Казахстана, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

  • изучение истории Казахстана, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов казахстанцев в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с Ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил РК, готовности к выполнению воинского долга.

Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:

  • разработки мероприятий в урочное и внеурочное время по организации патриотического воспитания;
  • обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания;
  • использование методической литературы патриотической направленности;
  • проведение «круглого стола» с приглашением Ветеранов войны и труда, членов семей по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся.

После проведения внеклассного мероприятия «Круглый стол» на тему «Я и мои эмоции» среди учащихся 4-х классов я сделала вывод, что только человек, который дружит с положительными эмоциями (улыбкой, радостью, любовью и т. д.), и гонит прочь от себя отрицательные эмоции (злость, гнев, ненависть и т. д.), становится настоящим патриотом.

Свое выступление мне хочется закончить «Минуткой тишины», используя прием релаксации.

«Минутка тишины» (фонограмма «Пение птиц»).

Сядьте удобно. Закройте глаза. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Вам вдруг захотелось оказаться там. Посмотрите вверх: на фоне четко виден движущийся тёмный крестик. Это орёл, парящий над скалами… Мгновение — и вы становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко скользите в облаках, плывущих под вами… Далеко внизу видны игрушечные рощицы, маленькие домики в долинах, крохотные человечки, спешащие по делам… Вглядитесь хорошо в эту картину. Рассмотрите её поподробнее…

Вокруг себя вы слышите негромкий свист ветра и крики птиц, пролетающих мимо. Вы чувствуете прохладу в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им!

Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины, чтобы стать патриотом своей Родины, своего дела. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы…

Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения вопросов, которые помогут вам осуществить любые поставленные перед собой цели. Здесь с поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.

Взлетите снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам.

А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Проводите взглядом орла, поблагодарите его за то, что он сделал доступным для вас новое восприятие мира…

Вы снова здесь в этой комнате… Вернулись сюда после своего удивительного путешествия…

Теперь можно приступать к созиданию чего-нибудь прекрасного, нужного, полезного не только себе самому, но и своей Родине. А Родина- это и твой дом, и твоя школа, и твой город, и всё, что тебя окружает.

Таким образом, существует много приёмов, методов, которые позволяют нам воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма.

Так давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.

Вся проводимая мною работа, в целом, дает положительные результаты в воспитании подрастающего поколения. Думаю, что мои ученики являются настоящими патриотами своей Родины.

Категория: