Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Открытый урок по литературе в 10 классе «Во имя любви…»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Харитонова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы, г. Петропавловск, КГУ «Средняя школа № 21», стаж 28 лет, первая категория

 

Задачи: обобщить знания учащихся по изученным произведениям, закрепить знания, умения, навыки характеризовать героя литературного произведения, давать сравнительную характеристику персонажей, уметь выражать свои мысли

Оборудование: интерактивная доска, аудиозапись песни «Полосатый шмель» из к/ф «Жестокий романс», схема в виде слайдов — презентации. Тексты произведений: «Гроза», «Бесприданница» А. Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о теме урока. (Поговорим о любви, Но о чём именно, определите сами)

2. Видеосюжет (можно взять любое видео, в котором показана жертва одного из влюблённых ради своего (ей) возлюбленной).

Определить тему урока — «Во имя любви…»

3. Краткое вступительное слово учителя о Вечности этой темы в русской литературе, в том числе и литературе 1-ой половины 19 века.

(Поэты и писатели всех времён и народов постоянно обращались к теме отношений между мужчиной и женщиной. Русская литература не стала исключением: Пушкин и Лермонтов, Блок и Есенин, Ахматова и Гумилёв, Тургенев и Толстой. Возьмите произведения любого классика русской литературы и обязательно обнаружите среди них посвящённые любви)

4. Вопросы для обсуждения:

1) Что же такое любовь? (проверка д/з: какие определения дают словари)

2) Любовь и жертвенность. (В любви жертвы ради возлюбленного неизбежны. При этом они воспринимаются обеими сторонами как нечто само собой разумеющееся.) Какие поступки совершают из любви к мужчине наши героини? Вспоминаем содержание произведений с одновременным анализом поступков героев, определяем мотивацию этих поступков. В результате этой работы возникает нижеследующая схема:

А стоили ли все эти мужчины таких жертв? Что они-то собой представляли?

5. Стоило ли? Делается вывод уч-ся (ни один из мужчин-возлюбленных наших героинь не достоин той страшной жертвы, которую принесли женщины ради них)

6. Звучит песня из к/ф «Жестокий романс» «Полосатый шмель»

7. Слово учителя о том, что получившаяся в результате аналитической работы схема является планом сочинения на тему «Во имя любви…»

(женские образы в литературе 1-ой пол. 19 в.), которое предстоит написать на следующем уроке.

План сочинения

I. Вечная тема в русской литературе:
1)Что такое любовь?
2) любовь и жертвенность.
II. «Во имя любви…»:
1 любовь= преступление;
2 «переступила…» (судьбы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой);
3 плата за «преступление»;
4 путь Катерины Измайловой.
III. Стоило ли?

8 Д/З: подготовиться к сочинению.
9 Рефлексия.

Категория: