Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организация учебных и внеучебных занятий

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Даур Тукенов, учитель физкультуры специализированной гимназии № 8 им. Ю. Гагарина для одаренных детей, г. Талгар, Алматинская область

Даур Тукенов

Физическое воспитание школьников во многом зависит от комплексного использования средств и разнообразия форм занятий. К сожалению несмотря на кажущееся разнообразие физкультурно — оздоровительных мероприятий, они зачастую трафаретны и повторяются из года в год, другие недостаточно эффективны. На мой взгляд, главное найти те формы занятий, которые бы не только способствовали развитию физических качеств, но и помогали бы закреплению досуговых знаний и умений. Благодаря многообразию конкурсов, соревнований, эстафет, спартакиад, игр, викторин, школьники полнее удовлетворяют интерес и двигательную потребность, лучше познают себя и товарищей, осознают важность физической культуры в здоровом образе жизни. Это обстоятельство обуславливает необходимость поиска, отбора и развития тех форм занятий, которые бы способствовали повышению эмоционального тонуса, активности детей и подростков, их самовыражению.

В СГОД № 8 я работаю с 2003 года. Два года я отдал исследованиям в области психологии, физической подготовленности и физическому развитию учащихся. С учетом этого я использовал дифференцированный метод в планировании учебного процесса.

В начале урока я обязательно довожу до учащихся задачи стоящие перед ними. Они должны четко знать, что от них требует учитель на занятии. Это облегчит дальнейший процесс урока. За сорок пять минут учитель должен выполнить поставленную задачу. Разминку провожу очень интенсивно, но дозировка упражнений для каждого ученика должна быть неодинаковой. Вместо традиционных упражнений (ОРУ на месте), даю упражнения с предметами (мячи, скакалки, обручи) и т. д. Описывать упражнения нет смысла. Их много. Главное, чтобы это задавало эмоциональный фон. Через некоторое время разминку следует видоизменить, во избежание монотонности.

В основной части урока, естественно выполняю поставленную задачу согласно календарному плану.

Составляя план на год, учитываю возможности того или иного класса и интересы учащихся.

Такие дисциплины как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры как мы знаем являются обязательными. Хочу остановиться особо на спортивных играх. Вот тут я учитываю интерес класса. Один класс любит, например баскетбол, другой футбол, третий волейбол. Я апробировал эту идею на уроках и пришел к выводу, что дети стали посещать уроки с интересом. Используя соревновательный метод, стараюсь и сам участвовать в играх, дети это особенно ценят. Привношу при обучении нестандартные методы выполнения упражнений. Например, начинаю основную часть урока сразу с игры. Во время игры учащиеся естественно допускают технические ошибки (неточный удар по воротам, неправильная остановка мяча, несвоевременный пас). Останавливаю игру и говорю: «Ребята, что-то мы часто промахиваемся. А-ну, кто больше забьет с пяти раз»!

Раз на уроке задача — обучение точности ударов, показываю в паузах как правильно исполнять тот или иной технический прием. Дети с удовольствием соревнуются в пробитии пенальти. Вот так в соревновательных условиях выполняю поставленную задачу. Также и в других видах спорта. В гандболе в паузах броски по воротам, в баскетболе броски в кольцо. И везде, повторюсь присутствует соревновательный метод и конечно же метод показа.

В заключительной части привожу организм детей в относительно спокойное состояние. Построив класс, оцениваю каждого ученика в отдельности и обязательно положительной оценкой. Не оставляю без внимания освобожденных от практических занятий учеников. Провожу отдельно с ними во внеклассной работе теоретические сведения по спортивным играм (правила игры, система соревнований, судейство, протоколы). Обучив их, они стараются становятся хорошими помощниками учителю как на уроках, так и на различных соревнованиях. Кстати, футбол является тем видом спорта, где проявляются и развиваются необходимые физические качества ребенка (сила, выносливость, ловкость, быстрота мышления). Эта игра демократична для всех слоев населения. Футбол нельзя загнать в какие-то рамки, критерии. Если в баскетболе необходим высокий рост, в борьбе весовая категория и т. д., то в футболе ничего этого не требуется. Он доступен для обоих полов.

Приведу мнение известного немецкого специалиста по футболу Карла-Хайнца Хеддерготта — «Ребенку в его развитии нужны двигательные раздражители и двигательные импульсы, проявляющиеся в неистовстве свободной игры. Чем больше имеется возможностей „побеситься“ на игровых площадках, тем лучше для последующего биологического и в том числе двигательного развития ребенка». Как правило, всякие игры с мячом на уроках мы ограничиваем, требуя от детей военную дисциплину. Однако именно эти свободные игры с мячом формируют у учащихся те основы ловкости, сноровки и двигательной приспосабливаемости, которые оказывают решающее влияние на дальнейшее развитие самых разнообразных двигательных навыков. Сам учитель не должен стоять в стороне. Урок необходимо проводить эмоционально, учитель должен быть в гуще событий. Вместе с учениками радоваться забитому голу, подбадривать в случае неудачи. Ученик должен чувствовать присутствие учителя. Ни в коем случае не снижать оценку ученику в случае пропущенного или незабитого гола и т. д. Ведь задача физрука — укрепить здоровье ребенка. Не все станут в будущем великими спортсменами, но полюбят спорт, поймут его важное значение, появится чувство коллективизма, уважения друг к другу.

В спортивных играх не провожу обязательных зачетов. Здесь нельзя
измерить подготовленность занимающегося в метрах, секундах. Повторюсь, на уроках спортивные игры предназначены для общего развития ребенка.

Если говорить об обязательных дисциплинах, то тут я подхожу к каждому ученику индивидуально. Приведу простой пример. Если на уроке математики учитель проводит контрольную работу, то на доске написаны пять заданий, которые ученики не зависимо от умственных способностей должны решить их за срок пять минут. И если ребенок по каким-то причинам не справился с заданием, ему выставляется соответствующая оценка.

Физическая культура в этом отношении стоит особняком. Тут уже вступают в силу физическая подготовленность учащихся. А она у них не одинакова. Нереально требовать от всех строгого выполнения того или иного норматива и тем самым снижать оценку ученику.

Я составил карточку на каждого ученика. В чем она заключается. Например, я принял нормативы на начальном этапе у учеников «А» и «Б» по бегу на 60 метров, прыжкам в длину, в высоту и т. д. Ученик (ца) «А» показал в беге на 60 м — 10,2 сек., а ученик (ца) «Б» — 8,3 сек., в прыжке в длину с места «А» — 180 см, «Б» — 230 см. Ученик (ца) «Б» выполнил необходимый норматив и естественно получил оценку — «5», ученик (ца) «А» не смог. Показанные ими результаты это его «потолок» на данном этапе. Я ему (ей) тоже ставлю 5, но с условием, что он (она) не должен через некоторое время ухудшить свои показатели, иначе оценка уже будет снижена. У него появляется стимул улучшить свой же «рекорд». Что же до ученика (цы) «Б», то тут уже существует другой подход.

Ему (ей) надо объяснить, что его показатели приближаются к разрядным нормативам по легкой атлетике, что у него огромный потенциал, что есть еще ученик в школе, который пробежал на 1 десятую секунды быстрее. У детей этого возраста (11-14) развито чувство самовыражения. Он
стремится везде быть первым, не только в спорте.

Проведя поэтапно тестирования, я записываю в карточку показанные
результаты учеников и обязательно посвящаю в это занимающегося. Схема карточки на ученика.

Карточка на ученицу 9 «б» класса Туаршину Луару
2016-2017 учебный год, I — четверть

М-ц года

Бег 60 м  (сек)

Бег 2000 м (мин, сек)

Прыжок в длину с места (см)

Метание мяча (150 гр) (м)

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в мин)

Сентябрь

10,2

9 м, 44 с

190

32

34

Октябрь

10,1

9 м, 39 с

192

33

36

Ноябрь

10,1

9 м, 40 с

196

33

35

На примере данной ученицы видно, что показатели в течении четверти
улучшаются или держатся на должном уровне. В конце учебного года, в апреле и мае проведу контрольные нормативы и сверю с предыдущими показателями и выставлю соответствующие оценки за год.

Внеклассную работу не оставляю без внимания. Провожу различные спортивные секции. Основные виды спорта — футбол, волейбол, баскетбол. Так как являюсь тренером по женскому футболу, провожу тренировки с наиболее одаренными девочками. Участвуем в республиканских, областных Спартакиадах школьников. Не оставлю без внимания не прошедших в основной состав занимающихся. Создал так называемый «фарм клуб». Довожу до сведения девочек, что если они повысят свой потенциал (игровой, технико-тактический, физический), также будут привлекаться на соревнования. Это дает хороший стимул для ребенка занимающегося в секции.

Учитель сам обязан совершенствовать свое мастерство и знания, чтобы внедрить в дальнейшее обучение детей.