Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организация процесса формирования системы качества знаний в начальной школе как одно из условий создания развивающей образовательной среды школьного образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Учитель начальных классов средней школы № 43 имени Габита Мусрепова города Петропавловска Александрова Ольга Николаевна. Педагогический стаж работы 15 лет, 2 категория

Александрова Ольга Николаевна

Во всём мире сейчас отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования, этот год не случайно объявлен годом повышения качества знаний. Решение проблемы качества образования — необходимое условие успешности организаций образования в реализации программы модернизации казахстанского образования.

Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

С целью повышения качества образования я стараюсь использовать все семь модулей программы, но мой особый интерес и внимание вызвали идеи, изученные в модуле «Новые подходы в преподавании и обучении». Идеи этого модуля направлены на то, чтобы сделать учащихся активными участниками процесса обучения.

Стержневой силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание» — это уникальная способность ребёнка наблюдать, оценивать, контролировать и изменять то, как он мыслит и учится.

Следовательно, одна из наиболее главных задач современного обучения — формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения учебной деятельности. Развитие навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления детей успешными учениками. Формированию этого и будет способствовать применение метакогнитивных стратегий:

1. Сопоставление поступающей информации с уже существующей в опыте. (Поиск отправной точки) С этой целью я использую на уроках такие формы активизации познавательных процессов, как «Мозговой штурм», заполнение таблицы ЗХУ, «Корзина пожеланий», использование приёма «Инсерт», «Дерево предсказаний».

2. Подбор и итоговый выбор оптимальных для данной задачи стратегий мышления.

Иначе говоря — умелое использование различных стратегий сортировки информации по значимым категориям, которые на моих уроках реализуются в виде: изготовления постера, составления кластера, разработки ментальной карты, изготовление памятки по результатам исследования, работы с тетрадями на печатной основе. Выполнение указанных видов работ способствует развитию у детей навыков графического оформления изученного материала, ведения исследовательской беседы и диалога.

3. Оценивание для совершенствования процесса обучения

С этой целью на своих уроках я применяю такие приёмы оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексия в конце урока, оценивание по критериям (лист оценивания). Использование таких видов формативного оценивания позволяет ученику заострить внимание на том, на какой ступени процесса обучения он находится, с целью определения дальнейших путей развития.

Для того чтобы возникло комфортное взаимодействие в детском коллективе, мне необходимо создавать атмосферу сотрудничества, в которой каждый ребёнок может почувствовать себя частью учебного сообщества, в котором будут разрешаться проблемы, а понимание будет развиваться через коллективные когнитивные действия.

Интересен тот факт, что для детей младшего школьного возраста важно ощущать эмоциональное тепло и безопасность.

Для создания комфортной атмосферы при работе в группе, способствующей взаимодействию и сотрудничеству на уроке, я использую тренинги: «Мой любимый цветок», «Выше радуги», «Ладошки», «Вальс цветов», «Солнце светит тому...»

Позитивные эмоции, полученные детьми во время тренингов, способствуют проявлению ряда социальных и когнитивных последствий. Так, например, ученик моего класса Артём Ё. никогда на уроках не проявляет активности, во время ответа на вопрос учителя чувствуется его неуверенность, боязнь быть осмеянным. Теперь же я заметила, что при работе в группе он стал больше себя проявлять, выдвигать идеи, Артём стал более уверенным, чувствуя поддержку своих друзей.

Раньше на уроке я сама определяла цели и задачи для учеников, к выполнению которых они должны были стремиться. Однако стремились не все учащиеся, а лишь те, которые имели мотивацию к обучению. И поэтому ожидаемых мной результатов достигали тоже не все. Я не могла понять, с чем это связано. Но обучение на курсах помогло мне разобраться с этой проблемой, я поняла, что для того чтобы образовательный процесс имел больше шансов на успех, он должен опираться на имеющиеся знания и навыки учеников. Это и будет отправной точкой, позволяющей активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Теперь свои уроки я стала строить по — новому. Я стала применять различные методики актуализации знаний учащихся.

Так, на уроках я использую приём «Арабская грамота». Я прошу учеников отгадать тему урока, объяснить, как они догадались, и определить цели и задачи урока. Учащиеся, обсуждая в группах, достаточно быстро называют тему урока и объясняют, в чём заключается этот приём. Кстати с постановкой цели и задач урока особых проблем не бывает. Но я заметила небольшое удивление в глазах детей. Удивляет их то, что они сами должны поставить перед собой цели и задачи урока. Я отметила, что не только сильные, но и слабые учащиеся принимают активное участие в формулировании цели и задачи урока. Это способствует тому, что учащиеся осознанно идут к намеченной цели, принимая активное участие в работе группы.

Лев Выготский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия.

Поэтому на своих уроках я использую групповую и парную формы работы. Положительными моментами этих форм работы являются развитие у учащихся мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности, уверенности в себе.

Я убедилась в верности утверждения Л. Выготского о том, что когнитивное развитие учащихся становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития», которая определяет навыки и способности учащихся, диапазон заданий, которые ученик пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение и речь главным инструментом обучения.

Таким образом с целью повышения качества образования на начальном этапе необходимо внедрение новых подходов в обучении, с опорой на уже имеющийся опыт учащихся, с учетом возрастных особенностей. Считаю, что новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Использование данных активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя, но все же, хочется напомнить слова классика " не бойся отправляться в путь, бойся остаться на месте«, не секрет, что больше всего дети утомляются в бездействии.

 В дальнейшей работе я планирую внедрять идеи семи модулей, поскольку они способствуют всестороннему развитию учащихся, умению самостоятельно добывать знания, учиться, развивают их коммуникативные качества.

Использованная литература:

1. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.—306 с.;

Категория: