Второй международный творческий конкурс «Нур-Султан — город мечты» для детей, педагогов и воспитателей

 

Опыт работы по теме «Интеграция двигательной и познавательной деятельности в режиме интерактивного обучения»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Поцелуева Галина Леонидовна, воспитатель, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Детский сад-ясли № 45 «Болашақ» акимата города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 15% детей Казахстана можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство — движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

В данной презентации представлен опыт по внедрению и интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной организации.

Проблема: Необходимость изменения ориентации традиционного обучения с передачи знаний, умений и навыков на целостное развитие ребенка без нанесения ущерба его здоровью, а также расширение функций образования направленных на всестороннее развитие здорового ребенка входе модернизации образования.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Объект: Здоровьесберегающие технологии, используемые в учебном процессе в ДОО.

Предмет: Создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Коллективом была выдвинута гипотеза исследования.

Гипотеза: Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОО становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:

  • учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения;
  • ведется структурирование ОУД в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников;
  • используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.

Были определены задачи реализации проекта, ожидаемый результат, риски, условия реализации.

Установлены сроки и этапы реализации творческого проекта.

1 этап. 2012-2013 учебный год

Подготовительный этап (мотивационно-организационный)

Цель: изучение компетентности родителей и возможностей педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОО и семье.

2 этап. 2013-2014 учебный год. Основной

Цель: последовательное внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс.

3 этап 2014-2015 учебный год (заключительный)

Цель: подведение итогов, реализации проекта.

Педагоги ДОО определили свою тему исследовательской работы в рамках общего проекта. Составлены планы самообразования всеми педагогами на каждый этап работы.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Мы познакомим вас моделью здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОО.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы — вовремя ОУД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида ОУД.

Подвижные и спортивные игры — как часть ОУД по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация — в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз — ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. В ДОО действует группа коррекции плоскостопия, которая проводится 2 раза в неделю преподавателем физкультуры.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие — 2 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст — в групповой комнате. Перед ОУД необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) — в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры — 1 раза в неделю по 15 мин. со среднего возраста. Проводятся психологом. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности.

Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия — используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом — Правильно подобранные цвета интерьера в наших группах снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

— условие, что ребёнок здоров;
— недопустимость проведения при наличии отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста;
— постепенность и последовательность, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
— Систематичность и постоянство (а не от случая к случаю).

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

— Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
— Рациональная, не перегревающая одежда детей;
— Соблюдение режима прогулок во все времена года;
— Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
— Обливание холодной водой ног и всего тела;
— Босохождение по снегу в средних группах;
— Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком бодрящей гимнастикой после дневного сна. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.
— Воздушное закаливания, проводится в конце дневного сна, перед сборами на прогулку.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущей ОУД и погодных условий. Так, в холодное время года и после проведения ОУД, на которой дети в основном сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр. При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, в ДОО мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий.

В зимний период разнообразим двигательную активность детей с помощью снежных построек (горки, снежные лабиринты, постройки для перешагивания, подлазания, метания).

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашей дошкольной организации придаётся развитию движений и физической культуры в ОУД.

Детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи, проводятся работа по предупреждению вредных привычек и формированию полезных привычек. Беседы, дискуссии, эксперименты («Дружи с водой», «Как настроение?», «Пожалей свою кожу», «Приятного аппетита!», «Крепкие-крепкие зубы», «Держи осанку», «Расти здоровым!» и т. д.) имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

При проведении ОУД всех видов, постоянно проводятся физкультминутки, динамические игры. Их цель — предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе ОУД с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающими технологиями.

Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием ОУД.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренний круг, который мы обогатили подвижными играми и дыхательными упражнениями.

Утренний круг постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы — поднимание на носки, на пятки. Музыка и ритмический текст, сопровождающие движения, создают бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему детей.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в ДОО проводится и бодрящая гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Гимнастика проводится при открытых форточках 5- 7 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Гимнастика в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, дорожкам движения).

Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы.

Оздоровительная работа в ДОО усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Это принятие солнечных ванн, босохождение по теплому асфальту, игры босиком во время прогулки, обливание на улице, игры с водой.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, упражнения, труд) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

Родители стали активными участниками всех дел в ДОО, непременными помощниками педагогов. Они активно участвуют в совместных физкультурных праздниках и досугах, оказывают помощь при создании предметно-развивающей среды, выпускают фотогазеты и фотовыставки.

Продукт: Методическое пособие для воспитателей ДОО «Растим детей здоровыми».

Включающее: комплекс занятий по профилактике плоскостопия для детей 4-5 лет, перечень ритмо-речевых игр, используемых на музыкальных занятиях с детьми 4-5 лет, картотеку «Интеграция здоровьесберегающих технологий в режиме дня первой младшей группы», технологические карты организованной учебной деятельности по различным образовательным областям и возрастным группам с использованием здоровьесберегающих технологий.

Результативность.

Cсистематическое использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО, интеграция этих технологий во все сферы деятельности детей в режиме ДОО позволила достичь следующих результатов.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11% и составляет 47 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 34,6% и составляет 59,2%.

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОО и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 28% и составляет 86%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОО.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретено новое физкультурно-спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики).

Список используемой литературы:

1. Антонов Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — № 2. — С.21-28.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А. Е. Белая, В. И. Мирясова // ООО «Издательство АСТ». 2000 −112 с.
4. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 112 с.
5. Востриков В. А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. — Челябинск, 2002. — С.48-49.
6. Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. — 2006. — № 8.
7. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М. А. Доронина//Дошкольная педагогика. — 2007. — № 4. — С.10-14.
8. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 1.
9. Кудрявцев В. Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет [Текст] / В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк. // — М., 1999- 214 с.
10. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику / О. И. Крупенчук //ООО «Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002. 68 с.
11. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ. — 2006. — № 7.
12. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В. М. Минаева// — М.: АРКТИ, 1999. −128 с.
13. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
14. Пастухова И. О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
15. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр / М. С. Рузина //Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000. 205 с.
16. Семенкова С. И. Уроки добра / С. И. Семенкова //Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С. И. Семенкова. — М.: АРКТИ, 2002 — 87с.
17. Семенова А. Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ / А. Ю. Семенова, Т. В. Карасева, С. Ю. Толстова // Наука и Школа. — 2008. — № 1. — С.53-55.
18. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В Узорова., Е. А. Нефёдова // Москва, АСТ Астрель. 2002 — 56 с.
19. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. // — М.: Просвещение, 1995. 245 с.
20. Федоровская О. М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 33-36.
21. Щербакова Е. Е. Здоровье как ценностная ориентация // Валеология. — 2006. — № 2. — С.91-93.