Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обучение технике и тактике футзала девочек

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Даур Тукенов, учитель физкультуры специализированной гимназии № 8 им. Ю. Гагарина для одаренных детей, г. Талгар, Алматинская область

Даур Тукенов

Предисловие

Хочу представить коллегам основные элементы техники и тактики футзала.

В связи с тем, что начиная с 2003 года в программу зимних Спартакиад школьников и колледжей области и республики введен данный вид спорта, Я внедрил на уроках азы техники и тактики игры. Целью уроков футзала, является освоение девочками умелого обращения с мячом, представление об элементарных тактических действиях, а в процессе усвоения материала и более сложные комбинации. А также, проявление интереса к футболу, подготовка и отбор наиболее способных учениц к выступлениям в соревнованиях различного уровня. В процессе наблюдения пришел к выводу, что начинать нужно с девочками 10-11 лет, так как в отличии от мальчиков, которых набирают в секции в 6-7 летнем возрасте, они еще не готовы. Знакомя девочек с футболом, заметил, что это им интересно. До этого на уроках я давал футбол в вариативной части, где они бегали за мячом по спортзалу толпой. Когда стали изучать технику, девочки открыли для себя много интересного. Конечно, футбол в их исполнении несколько иной, нежели у мальчиков (более медленный, иная техника, сила удара по мячу и т. д.) Это обязательно надо учитывать при обучении. На первых порах, рекомендую использовать при обучении ударам качественные волейбольные мячи. Почему? Даже немного окрепшие девочки, жалуются на боль в ногах при пробитии стандартного мяча. Это снижает их интерес к занятиям. А когда они бьют облегченный мяч, он как правило, летит дальше и достигает цели. Девочки при этом испытывают радость и удовлетворение от упражнения. По мере обучения, учитель замечает, что отдельным ученицам с более развитым физическим развитием можно давать мячи весом чуть тяжелее. Подходить к обучению нужно дифференцированно. Использовать метод- «от простого к сложному».

Как известно характер у девочек не простой, ранимый, чувствительный. Педагогу нужно иметь большое терпение и такт при обучении. Усвоение материала идет довольно продолжительное время, даже у наиболее способных детей.

Уважаемые коллеги знают, что обучение элементам футбола дается труднее нежели баскетбола, волейбола или скажем гандбола. Девочки сталкиваются с незнакомыми доселе движениями. Например: передача мяча внутренней стороной стопы («щечкой»), остановка мяча подошвой, грудью, удары серединой, внешней частью подъема, пяткой. Обучение идет эффективнее в комплексе. Например: передача мяча «щечкой» — остановка подошвой или «щечкой»-передача обратная и т. д. То есть, одновременно отрабатывается точность передач, умение останавливать мяч «щечкой» если пас был неточным. подошвой, если передача была точная. Другой пример: удар по воротам «щечкой»-ловля мяча вратарем низко летящий мяч — выкатывание мяча низом — остановка мяча подошвой. В данном случае, отрабатывается точность удара, ловля сильно катящегося мяча, точность введения мяча рукой, остановки мяча. Упражнения не должны быть продолжительными и монотонными. Педагог должен четко уловить момент, когда ученицы начинают уставать, и движения становятся вялыми. Необходимо давать отдых (паузы), во время которых Учитель объясняет, как устранить ошибки. В обучении нужно уделять внимание и отстающим детям.

При обучении использовать методы рассказа, показа, соревновательный. Если есть мониторинг, показывать, как выполняют тот или иной технический прием знаменитые мастера футбола. Кстати, иногда вожу детей на игры чемпионата РК по футзалу с участием алматинского «Кайрата». Дети воочию видят как играют настоящие мастера футзала. Это придает огромное значение при подготовке к соревнованиям.
Очень важны при обучении подводящие упражнения. Например: перед упражнением -остановка мяча «щечкой» по воздуху, следует выполнять перемещения в право, потом влево с подниманием ноги согнутой в колене и развернутой стопы наружу, мысленно представляя остановку мяча. При ударе мяча серединой подъема, подведение подъема стопы к центру мяча. По мере усвоения, темп упражнения увеличить. Двусторонние игры необходимы. В них учитель останавливая игру на несколько секунд, объясняет возможные ошибки как в технике, так в тактике. На игровых тренировках, девочки с сначала играют друг против друга. Повысив свои навыки, играют с мальчиками одного с ними уровня подготовки. Дальше уже на мальчишеских соревнованиях подпускаю к играм Сначала вне конкурса, а потом и на общих основаниях, требуя при этом максимального результата. Как вы ухе поняли, использую принцип постепенности.

За четырнадцать лет моей работы в данной школе, под моим руководством на областных Спартакиадах школьников и колледжей, заняли три вторых и одно третье места. В 2003 2009, 2013, возглавлял сборную Алматинской области по футзалу девушек на республиканских Спартакиадах школьников и колледжей.

Естественно упражнения предлагаемые мной, выполняются в основной части урока. Вид разминок общеизвестны и я не стал этому уделять внимание.
Время и продолжительность упражнений варьируйте самостоятельно. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Полностью смотреть в формате PDFПолностью смотреть в формате PDF