Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обучение критическому мышлению

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Масягина Ирина Анатольевна учитель начальных классов 1 квалификационная категория сш им. Д. А. Конаева Енбекшиказахского района Алматинской области

Масягина Ирина Анатольевна

Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий (Руководство для учителя, стр. 165)

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь — стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта (Руководство для учителя, стр. 165)

Обучение критическому мышлению

О различных приемах технологии критического мышления узнала из содержания курсов повышения квалификации учителей на первом этапе «Лицом к лицу» — это «синквейн», «акростих», эссе. «авторский стул». О «Бортовом журнале», «Ромашке Блума» узнала от сестры, которая работает учителем начальных классов в г. Талдыкоргане. О приеме «Хайку» узнала от коллеги при общении на форуме. «Диаграмму Венна», «кластер», «Мозговой штурм», метод прогнозирования я уже применяла ранее и узнала о них от коллег при посещении уроков и семинаров учителей начальной школы.

В своих уроках я использовала такие приемы технологии критического мышления, как: синквейн, эссе, прогнозирование, бортовой журнал, диаграмма Венна, ромашка Блума, авторский стул, акростих, кластер, хайку. Почему я отдала предпочтение именно этому модулю?

На мой взгляд, этот модуль позволяет более плодотворно проследить результаты моего исследования. При работе детей вела постоянное наблюдение и старалась проследить их рост и влияние на их работу данной технологии.

На первом уроке учащиеся составляли «синквейн» к слову лето. Данный вид работы я уже использовала ранее на уроках познания мира и мои ребята знакомы со структурой «синквейна». Но на уроке литературного чтения использовала впервые на этапе осмысления после предварительной работы по теме урока и знакомства с произведением. И для первого раза работы учащихся были успешными, но не у всех групп. Данный прием использовала на третьем уроке (на этапе осмысления) и на последнем уроке-обобщения применила прием при самостоятельной работе учащихся по карточкам разноуровневого характера. «Синквейн» составляли мои «серебряные» ученики.

Составление кластера можно использовать на различных этапах урока по технологии критического мышления. Используя на этапе «Вызова», можно определить уровень знаний учащихся о чем-либо. На этапе «Осмысления» продолжить его составление и на этапе «Рефлексии» завершить работу. Но также можно использовать на последнем этапе. Различное составление кластера было использовано мною в процессе практики на дистанционном этапе.

Написание эссе я применила на первом уроке, на этапе рефлексии, когда предложила написать буквально несколько предложений на тему «Летний день» и представляли его, используя прием авторский стул. Все дети с огромным желанием предоставили вниманию детей свои эссе. И этот прием был использован мною в качестве домашнего задания: эссе на тему «Розы в нашей жизни». Использование этого приема дает возможность учащимся не только размышлять, но и оформлять свои мысли на письме. В моем классе в основном дети турецкой национальности, которые испытывают проблемы с речью, т. к. у них скудный словарный запас и они недостаточно владеют русской речью. А данный прием способствует развитию речи и его необходимо использовать в своей работе. Конечно, эссе, написанные в классе, отличаются, от эссе, написанных дома. Дома, конечно, присутствует помощь родителей, но это уже результат, т. к. родители не безразличны к обучению своих детей и оказывают посильную помощь. Даже если помогли родители, ребенок прочитал, и у него осталась в памяти информация, которая полезна для него.

Прогнозирование было использовано на первом уроке, когда ученики, разгадав кроссворд, определили ключевое слово «лето» и определили тематическую направленность произведений нового раздела. И еще этот прием использовала на втором уроке, на этапе вызова. Учащимся предложила определить фамилию автора нового произведения путем исключения одной из фамилий. Причем детям было предложено не только определить, но и обосновать свой выбор. С заданием полностью справились только две группы. Они определили фамилию автора и обосновали свой выбор, установив взаимосвязь между двумя фамилиями. Это связано с тем, что дети мало читают или же читают, знают содержание произведения, но не всегда знают о его авторе. Метод прогнозирования применила и на четвертом уроке, когда создала проблемную ситуацию и предложила учащимся определить тему урока. Ребята справились с этим успешно. Данный метод я тоже применяла на уроках литературного чтения раньше.

«Диаграмму Венна» я применила на четвертом уроке для составления сравнительной характеристики двух стихотворений. Ребята сравнивали стихотворение, которое они сочинили по опорным словам, работая в группе, и стихотворение автора. Диаграмму Венна я уже тоже применяла на своих уроках. Это задание вызвало некоторые затруднения у детей. Трудностью для ребят было разграничение сходств и различий. Применила для того, чтобы ученики могли видеть сходства и различия. Это развивает у них наблюдательность, орфографическую зоркость, т. к. они читают и одновременно записывают слова и выражения, и конечно речь — ребята подбирают точные слова и выражения.

«Бортовой журнал» я использовала на втором уроке при знакомстве с новым произведением. Данный прием я использовала для того, чтобы учащиеся во время чтения с остановками могли разграничить сведения уже известные им ранее и новые, которые они получили в процессе знакомства с новым произведением. Данный прием сложный для второклассников и все-таки я решила его применить. При этом дети не только смогли разграничить знания, но и записали сведения в таблицу, тем самым развивали орфографическую зоркость, что немаловажно.

Следующий прием, который я применила в своей практике — это написание «акростиха». Ребята писали акростих в качестве домашнего задания при работе над произведением «Лесной оркестр». Этот прием развивает у учащихся связную речь, т. к. необходимо на каждую букву составить предложение и притом, чтобы получилась рифма, обогащается словарный запас, идет преодоление барьеров в речи. Почему это задание было задано на дом? Потому что на выполнение этого задания необходимо много времени. Но на уроке, на обобщающем, тоже было такое задание для индивидуального выполнения при работе по карточкам «золотых» учеников.

И еще один прием, который я применила в своей практике — «Хайку». Меня он заинтересовал, и я решила его применить на обобщающем уроке. Данный прием тоже оказывает влияние на развитие речи, т. к. при его выполнении необходимо использовать различные слова, отвечая на определенные вопросы. Ребятам этот прием очень понравился.

Все приемы, которые были использованы для развития критического мышления, органично связаны с идеями семи модулей.

Для преодоления трудностей, возникших при работе, необходимо продолжить работу и остановиться более подробно для их углубленного рассмотрения на отдельных уроках. Содержание заданий менять не следует, необходима доработка со стороны учителя в целях обучения учащихся этим приемам. Все приемы оказывают положительное влияние на мыслительную деятельность учеников.

Благодаря критическому мышлению учение из рутинной работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты и многое другое, при этом используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие вопросы и при этом получают огромное количество положительных эмоций и удовлетворение от своей работы, обучаясь не только самостоятельно, но и обучая других.

Учащиеся научились:

  •  вырабатывать собственное мнение;
  •  выражать свои мысли;
  •  аргументировать свою точку зрения;
  •  брать на себя ответственность;
  •  участвовать в совместном принятии решения;
  •  выстраивать взаимоотношения с другими людьми;
  •  сотрудничать, работать в группе.

А применять данную технологию в школе пожелали все учителя начальных классов с русским языком обучения. Они посещали мои уроки в период практики и заинтересовались модулем «Обучение критическому мышлению. И такую работу организуют с начала нового учебного года.

Но, для успешной реализации Программы Республиканских курсов повышения квалификации учителей, необходимы преобразования во всем учебном процессе. В первую очередь изменение Программ обучения, учебно-методического комплекса, так как с имеющимся объемом материалов предметов невозможно полностью осуществить свои планы.

Категория: