Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Образование единого Казахского государства

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дмухайло Галина Владимировна учитель истории и обществоведения, высшая категория, КГУ Дубровинская средняя школа имени С.Г.Гуденко, СКО Мамлютский район, село Дубровное

 

Дмухайло Галина Владимировна



Раздел: 6.3A Образование единого Казахского государства.

 

Тема урока

Тема урока: Образование единого Казахского государства

 

Исследовательский вопрос: Почему Казахское ханство считается первым национальным государством в Центральной Азии?

Цели обучения

6.3.1.9 определять историческое значение образования Казахского Ханства

6.2.3.4 объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди»

 

Цели урока

  • определять историческую значимость образования Казахского Ханства

  • анализировать источники и делать обоснованные выводы

Критерии оценивания

  • Анализируют источники и объясняют ход событий, повлекшие за собой формирование Казахского ханства.

  • объясняют значение труда М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди»

Языковые цели

 

Работают с историческими источниками (навыки чтения, слушания, говорения).

Заполняют таблицу (навыки чтения и письма).

Отвечают на вопросы (навык говорения)

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Народ, нация, хан, орда, ханство, государство, султан, визирь

Полезные выражения для диалогов и письма:

Долгосрочные причины формирования Казахского ханства…

Поводом послужило…

Историческая значимость формирования Казахского ханства…

Формирование Казахского ханства было обусловлено…

Привитие ценностей

Воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания, готовности служить интересам общества. Воспитание уважения к окружающим, формирование навыков сотрудничества между учащимися групповой и парной работе, академической честности.

Межпредметные связи

Казахская литература, всемирная, география

Навыки использования ИКТ

Использование интернет ресурсов, видеоматериалов

Предварительные знания

Учащиеся знают о государствах XIII-XV веков, их внутреннюю и внешнюю политику.

Эпиграф к уроку:
«Не зная прошлого, истории,
трудно знать настоящее время,
предположить будущее.»
Абу Насыр Аль-Фараби.

 

Ход урока:

Организационный момент:

Первоначально-стимулирующий материал.

Проанализируйте видео.

Видео послание М. Х. Дулати.: «Уважаемые соотечественники! Я, Хайдар Дулати, обращаюсь к вам, из прошлых веков с посланием. Уже 2,5тысячилетия казахский народ стремился к своей независимости. В то время, в 15 веке, нависшие над народом невзгоды усилили его желание об избавлении господства разных ханов и стремление к вольной и мирной жизни, к образованию своего ханства. Алга!!!»

Вопросы к видео:

Какое событие описывает Мухаммед Хайдар Дулати?
Какие выводы вы можете сделать на основе данных видео?

Сообщение темы и цели урока.

Исследовательский вопрос:

Почему Казахское ханство считается первым национальным государством в Центральной Азии?

Исследование и анализ

1-задание:

Анализ причинно-следственных связей. (Приложение 1) :
— предпосылки образования Казахского ханства
— определять причины образования Казахского ханства.
— описывать используемый аргумент.
— объяснять, как это повлияло на...
— анализировать насколько важной была причина.

2-задание:

Чтение с остановками. (Приложение 2)
Текст делиться на части.
После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

3-задание

Работа с информационными текстами. (Приложение 2)
1 группа — пересказывает содержание текста в 5-и предложениях.
2 группа — определяет не менее 5 ключевых слов текста.
3 группа — составляет 5 утверждений по тексту.
4 группа — составляет по 4 тонких и толстых вопроса к тексту.

4-задание

Соотнести вопрос с ответом:
1. Кто был основателем Казахского ханства?
2. От какого хана откочевали первые казахские правители?
3. Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства?
4. С кем боролись казахские ханы за присырдарьинские города?
5. Чьим сыном был Керей?
6. Чьим сыном был Жаныбек?
7. Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях?
8. Кто был первым казахским ханом?
9. Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся казахских султанов могульский хан?

Ответы:
Абулхаир
Жаныбек и Керей
Есен-Буга
Мухаммад Шайбани
Керей
Йунус
Барак
Болат
Мухаммед Хайдар Дулати.

По ключу проверяем и обсуждаем:
1-2, 2-1, 3-9, 4-4, 5-8, 6-7, 7-3, 8-5, 9-6.

5-задание

Закрепление: стратегия «Убери лишнее»
Абулхаир, Жаныбек, Керей, Тауке, Есен-Буга.
Жетысу, Сарыарка, Чу.
Могулистан, Ханство Абулхаира, Джунгария, Казахское ханство.

Итог урока:

— На сегодняшнем занятии мы рассмотрели предпосылки, т. е. в каких условиях, в какое время и кто создавал Казахское ханство. В 1991 году мы провозгласили о своей Независимости. Сейчас мы живём в Независимом И процветающем Казахстане.

Домашнее задание.

Параграф 35 страницы 167-171.
Творческое задание — составьте словесный портрет Жаныбека и Керея.
Нанесите на контурную карту государства, существовавшие к Xvвека.

Приложение 1.

Мухаммад Хайдар Дулати в своей работе «Тарихи-и Рашиди» описывает эти события так: «В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял многонеприятностей потомкам Жошы султанам. Жанибек хан и Керей хан сбежали от него, иушли в Могулистан. ЕсенБуга хан встретил их радужно и подарил им „Козыбасы“ напобережье Шу. Это западный край Могулистана. Они мирно жили в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распримежду собой, и было много непонимания. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жанибека. Их число достигло 200тысяч. Они стали называться узбекказахи. Правление казахских султанов началось с 870г. Сведения у Аллаха более точные!».

Приложение 2.

После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.
В XIV-XV веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы. Давайте сейчас составим кластер «Состав племен и их общие черты».).

Проблемный вопрос: Что же объединяло эти племена? (хозяйство, культура, города, торговля, территория, язык).

В XV веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин быть верховным ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя.

Проблемный вопрос: Составте схему «Внутреннее положение ханства Абулхаира» (беспрерывные войны, борьба за власть, усиление феодального гнета).

Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. В 40-50 годы XV века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг — в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов XV века кочевья достигли Семиречья.

Проблемный вопрос: Покажите на карте маршрут откочёвки.

Хан Могулистана, Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, также он хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы за власть в ханстве своего брата Йунуса. Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями ханов Жаныбека и Керея. Новых жителей Семиречья стали называть «казахи», хотя это были представители разных племен. Земли, на которых стали жить казахи во главе с Жаныбеком и Кереем, средневековые историки называют — Казахское ханство. Так, в результате нелегкой борьбы и тяжелых испытаний образовалось первое государство казахов. В это время начинает складываться народность-казахи (вольный, свободолюбивый). В 1462 году умер хан Могулистана, и многие его подданные перешли к Жаныбеку и Керею. Казахское ханство стало увеличиваться и крепнуть.

Проблемный вопрос: Как хан Могулистана Есен-Буга встретил перекочевавших к нему Керея и Жаныбека.

Вывод: Создание Казахского ханства стало важнейшим событием в истории казахского народа. Оно сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племен, формировании этнической территории казахов и завершении создания независимого национального государства.

Датой рождения первого Казахского государства считается 1465-1466 год. (документ Х. Дулати)

Список литературы:

1.История Казахстана (с древнейших времендо наших дней). В 5—и томах. Том 2. — Алматы: «Атамұра», 2010.

2. Кляшторный С. Г., Султанов Г. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: Рауан, 1992.

3. Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI века (Вопросы политической и социально-экономической истории). — Алма-Ата: Наука, 1977.

4. Р. Д. Темиргалиев. Ак Орда. История Казахского ханства. — Аспандау, 2012

5. Атыгаев Н. А. Время образования Казахского ханства: некоторые аспекты проблемы в историографии и в источниках // Отан тарихы (Отечественная история). 2006.— № 1. — С. 96-107

6. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. Перевод с персидского языка А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой, Л. М. Епифановой, 2-е издание дополненное. Алматы: Санат, 1999.- 656 с.

Категория: