Утебаева Жания Конисбаевна, учитель русского языка и литературы Пригородная средняя школа г. Актобе |
Урок литературы для учащихся
Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение поэмы, на основе сопоставления вольнолюбивых героев Лермонтова и Пушкина; раскрыть особенности характера главного героя; обобщенить и систематизировать знания по разделу «Русская литература первой половины ХІХ века»
Развивающая: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения
Воспитательная: прививать интерес к литературе; воспитывать любовь к Родине, патриотизм; формировать чувство собственного достоинства.
Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.
Форма урока: нестандартная,
Эпиграф урока: «Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее»
Жермена де Сталь
Сегодня мы проведем необычный урок,
На доске написаны виды работ, над которыми вы будете работать и оценивать свои ответы (за активное участие на каждом этапе урока ученик ставит себе один балл, таким образом, оценивание производится по пятибальной системе).
Виды работ:
— А теперь, ученики, объясните смысл данного высказывания, эпиграфа нашего урока, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены де Сталь.
— Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи — Мцыри.
Сообщение темы урока, формулировка цели.
Взаимоопрос среди групп. Вопросы к разделу в учебнике «Русская литература» 9 класс (авторы
– Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы
– Как вы думаете почему финал поэм трагичен?
– Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку поэм «Мцыри» и «Беглец».
Задание: «Мыслители» сопоставляют и находят сходство и различие между Мцыри и Алеко, «Аналитики» — между Мцыри и Гаруном, «Философы» — между Мцыри и героем поэмы «Кавказский пленник» .
Вывод: Свобода — своя воля, простор, возможность действовать
Группам предлагается раскрыть при помощи синквейна смыл трех слов: Мцыри, Свобода, Родина. Слова распределяются между группами по жребию. Ученик читают составленные синквейны и оценивают ответы друг друга.
Найти подходящие к иллюстрации строки из поэмы «Мцыри» Каждая группа работает над одной иллюстрацией. (по выбору)
1 иллюстрация — монолог Мцыри. Отрывок, соответствующий этой иллюстрации
Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой — дитя, судьбой — монах.
2 иллюстрация — изображен Мцыри, идущий по берегу реки. На другом берегу реки лежит барс, играя с костью. Отрывок, соответствующий этой иллюстрации:
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом…
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…
3 иллюстрация — бой Мцыри с барсом
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик…
Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
– Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)
– А что значит, жить для вас?
Для каждого человека в нашей стране независимость, свобода не просто слова, а жизненная необходимость. Но вы должны знать, сколько человек на нашей планете мечтают о свободе, о жизни на родной исторической земле отцов.
Чтение ученицей наизусть стихотворения Мухтара Шаханова «Четыре матери»
Анализ содержания стихотворения
В своем выступлении на III Всемирном курултае казахов (сентябрь 2005 года) Президент Казахстана Назарбаев привел следующие оценки:
«В настоящее время зарубежные казахи проживают в более 40 странах мира, причем подавляющее их большинство — в соседних и сопредельных с Казахстаном государствах. По последним сведениям, в Узбекистане проживает полтора миллиона казахов, в Китае — 1 миллион 500 тысяч, в России — около миллиона, в Туркменистане — 100 тысяч, в Монголии — 80 тысяч, в Кыргызстане — 45 тысяч казахов. Из других стран казахи наиболее многочисленны и проживают компактно в Турции, Иране и Афганистане. В странах Европы казахи представлены горстками, а в странах Северной и Южной Америки их насчитываются единицы.»
Самый большой процент этнических казахов за рубежом — это потомки тех, кто покинул Советский Союз в
– В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
– Доволен ли ты тем, как прошел урок?
– Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
– Какую оценку за урок вы себе поставили и почему?
Страницы 105–130, прочитать, ответить на вопросы. Написать сочинение «Мои размышления о Мцыри»