Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Образ романтического героя поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Утебаева Жания Конисбаевна, учитель русского языка и литературы Пригородная средняя школа г. Актобе

Утебаева Ж.К.

Урок литературы для учащихся 9-класса с казахским языком обучения

Цели урока:

Образовательная: продолжить изучение поэмы, на основе сопоставления вольнолюбивых героев Лермонтова и Пушкина; раскрыть особенности характера главного героя; обобщенить и систематизировать знания по разделу «Русская литература первой половины ХІХ века»

Развивающая: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательная: прививать интерес к литературе; воспитывать любовь к Родине, патриотизм; формировать чувство собственного достоинства.

Тип урока: повторение и закрепление пройденного материала.

Форма урока: нестандартная, урок-рассуждение.

Эпиграф урока: «Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее»
Жермена де Сталь

Ход урока

І. Организационный момент. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проведем необычный урок, урок-рассуждение. В процессе урока вы покажете насколько хорошо умеете рассуждать, высказывать свои мысли, анализировать, сопоставлять. Обратите внимание на названия ваших групп «Мыслители», «Аналитики», «Философы» (Чтобы разделить учеников на группы, до начала урока им были розданы листочки, в них были написаны названия команд)

ІІ. Мотивация

На доске написаны виды работ, над которыми вы будете работать и оценивать свои ответы (за активное участие на каждом этапе урока ученик ставит себе один балл, таким образом, оценивание производится по пятибальной системе).

Виды работ:

  1. Взаимоопрос. Повторение раздела ІІІ
  2. Составление «Венн диаграммы» Сопоставление героев поэм, определение сходства между ними.
  3. Индивидуальное задание. Метод «Синквейн»
  4. Работа по иллюстрациям. Найти подходящие к иллюстрации строки из поэмы «Мцыри»
  5. Подведение итога урока. Рефлексия

— А теперь, ученики, объясните смысл данного высказывания, эпиграфа нашего урока, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены де Сталь.

— Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи — Мцыри.

Сообщение темы урока, формулировка цели.

ІІІ. Повторение раздела «Русская литература первой половины ХІХ века»

Взаимоопрос среди групп. Вопросы к разделу в учебнике «Русская литература» 9 класс (авторы Ж. Х. Салханова, Г. Д. Аульбекова), (страница 130)

ІV. Составление «Венн диаграммы» Сопоставление героев поэм, определение сходства между ними

– Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»? А в чем их сходство?

– Как вы думаете почему финал поэм трагичен?

– Закономерна ли смерть «беглеца свободы»? Сравните развязку поэм «Мцыри» и «Беглец».

Задание: «Мыслители» сопоставляют и находят сходство и различие между Мцыри и Алеко, «Аналитики» — между Мцыри и Гаруном, «Философы» — между Мцыри и героем поэмы «Кавказский пленник» .

Вывод: Свобода — своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.

V. Самостоятельная работа. Индивидуальное задание. Метод «Синквейн»

Группам предлагается раскрыть при помощи синквейна смыл трех слов: Мцыри, Свобода, Родина. Слова распределяются между группами по жребию. Ученик читают составленные синквейны и оценивают ответы друг друга.

VІ. Работа по иллюстрациям.

Найти подходящие к иллюстрации строки из поэмы «Мцыри» Каждая группа работает над одной иллюстрацией. (по выбору)

1 иллюстрация — монолог Мцыри. Отрывок, соответствующий этой иллюстрации

Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой — дитя, судьбой — монах.

2 иллюстрация — изображен Мцыри, идущий по берегу реки. На другом берегу реки лежит барс, играя с костью. Отрывок, соответствующий этой иллюстрации:

Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом…
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…

3 иллюстрация — бой Мцыри с барсом

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик…

Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

VІІ. Подведение итога урока

– Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)

– А что значит, жить для вас?

Для каждого человека в нашей стране независимость, свобода не просто слова, а жизненная необходимость. Но вы должны знать, сколько человек на нашей планете мечтают о свободе, о жизни на родной исторической земле отцов.

Чтение ученицей наизусть стихотворения Мухтара Шаханова «Четыре матери»

Анализ содержания стихотворения

В своем выступлении на III Всемирном курултае казахов (сентябрь 2005 года) Президент Казахстана Назарбаев привел следующие оценки:
«В настоящее время зарубежные казахи проживают в более 40 странах мира, причем подавляющее их большинство — в соседних и сопредельных с Казахстаном государствах. По последним сведениям, в Узбекистане проживает полтора миллиона казахов, в Китае — 1 миллион 500 тысяч, в России — около миллиона, в Туркменистане — 100 тысяч, в Монголии — 80 тысяч, в Кыргызстане — 45 тысяч казахов. Из других стран казахи наиболее многочисленны и проживают компактно в Турции, Иране и Афганистане. В странах Европы казахи представлены горстками, а в странах Северной и Южной Америки их насчитываются единицы.»

Самый большой процент этнических казахов за рубежом — это потомки тех, кто покинул Советский Союз в 20-е — 30-е годы, убегая от политических преследований, репрессий, насильственной коллективизации и голода, принесших страдания большей части казахского населения. Считается, что 200 000 казахов покинули Советский Союз, переехав преимущественно в Китай, Монголию, Индию, Афганистан, Иран и Турцию, в то время как число казахов в соседних советских республиках в период с 1926 по 1930 гг. увеличилось в 2,5 раза, составив свыше 794 000 человек. В результате «славянской» иммиграции, начавшейся в 18 — 19 веках и продолжившейся в советский период, которая сопровождалась массовым переселением и насильственной миграцией, казахи превратились в национальное меньшинство на своей собственной родине. Казахстан стал республикой СССР с наименьшей долей представителей титульной нации — доля казахов по переписи населения 1959 года снизилась до 30% от общей численности населения Казахской ССР 9,3 млн человек. Несмотря на то, что в последующие доля казахов непрерывно возрастала, лишь в 1989 г. численность казахов превысила численность русских

VІІІ. Рефлексия. Упражнение «Незаконченные предложения»

– В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

– Доволен ли ты тем, как прошел урок?

– Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

– Какую оценку за урок вы себе поставили и почему?

ІХ. Домашнее задание

Страницы 105–130, прочитать, ответить на вопросы. Написать сочинение «Мои размышления о Мцыри»

Категория: