Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опыта по теме: «Использование метода символической синектики в речевом развитии дошкольников»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Калиева Татьяна Ивановна воспитатель, категория первая, педагогический стаж 7,6 лет, ГККП «Ясли–сад № 24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу

«Использование метода символической синектики в речевом развитии дошкольников»

Введение.

На сегодняшний день высокий уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Исследования в этой области, выявили проблемные зоны в развитии речи у детей:

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• бедность речи;
• недостаточный словарный запас;
• употребление нелитературных слов и выражений;
• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• плохая дикция.

Основными задачами работы по развитию речи детей в дошкольных организациях являются:

• формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;
• развитие словаря детей;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование её грамматического строя;
• развитие связной речи.

Эти задачи способствуют главной цели — развитию навыков общения.

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растёт, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой. В связи с этим возникает острая необходимость в развитии речи дошкольников для того, чтобы они могли связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Процесс обучения должен быть интересным, занимательным и развивающим.

Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Важнейшая задача современного дошкольного образования — это гармоническое и всестороннее развитие личности.

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка — дошкольника — это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Наблюдая за детьми, в процессе игровой деятельности, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют проблемы при построении связного высказывания, уровень информативности высказываний находится на низком уровне, им сложно составлять распространенные предложения. Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить (в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития «ребенок — подросток — взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития — метод символической синектики, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование методасимволической синектики в процессе развития речи имеет два аспекта:

— служит определенным методом познания;
— является программой для анализа новых явлений.

Основная цель использования данного метода — формирование речевых навыков у детей.

Метод символической синектики, решает следующие задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Формирование навыка дешифровки модели.
3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов).
Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
Принцип вариативности (формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора).
Принцип творчества (ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).

Ведущая идея опыта: возможность использованияметода символической синектики в речевом развитии дошкольников через изучение произведений казахских авторов.
Этапы работы над опытом:

а) диагностический — обнаружение проблемы: сентябрь 2017год;
б) формирующий— сентябрь 2017- май 2019год.
в) оценка результатов деятельности — успешность решения проблем: май 2020 год.

Новизна опыта заключается в разработке схем символический синектики к произведениям казахских авторов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Одной из основных трудностей использования данного метода является то, что не ко всем литературным произведениям можно подобрать понятную детям символику, слабый уровень развития воображения у дошкольников.

Анализ результатов проведённой работы

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Хочется отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а так же в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт представляет интерес для педагогов дошкольного образования, воспитателей детского сада.

Описание опыта

Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнка в его учебе в школе. Ведение моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащатьих активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

При использовании метода символической синектикив качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • силуэтные и предметные картинки.

Данный метод помогает при составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе мы обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.

Кроме составления рассказов, дети составляют загадки — описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать: схемы описание, мнемотаблицы.

Как любая работа, метод символической синектики строится от простого к сложному. Содержание символов — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.