Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщающий урок в 7 классе: «Класс Земноводные»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жаргенова Жумажар Касымовна, учитель биологии, первая квалификационная категория высшего уровня, ССШ № 2 «Смирновская средняя школа № 2», СКО Аккайынский район, село Смирново

Жаргенова Жумажар Касымовна

Цель:

  •  обобщить знания о строении, жизнедеятельности земноводных;
  •  расширить и углубить понятия о земноводных.

Задачи:

1. Расширить кругозор о многообразии класса земноводных и об их значении в природе
2. Продолжить развитие познавательного интереса к предмету «Биология». Продолжить развитие логического мышления посредством ответов на проблемные вопросы.
3. Привить учащимся экологическое, эстетическое, нравственное отношение к природе.

Оборудование: таблица «Редкие и исчезающие виды земноводных». Слайд — Земноводные, магнитная доска, карточки с заданиями, скелет лягушки.

Ход урока

1.Организационный момент

Постановка цели.

Слово учителя: Сегодня, мы наш урок посвящаем обобщению и систематизацию тех знаний, которые вы получили во время изучения темы «Земноводные». Мы проведем состязание на выявление лучшего ученика по теме, вы должны показать свои знания, смекалку, эрудицию.

Задание 1. Аукцион терминов:

На доске (текстом к доске) прикреплены слова—термины: икра, головастик, метаморфоз, червяга, клоака, неотения. Кто первый объяснит значение термина. При правильном ответе — жетон (лягушка)

Задание 2. «Лягушкины рекорды»

Учащиеся показывают картинки с изображением земноводных и рассказывают о них:

лягушка-голиаф (самая крупная лягушка);
лягушка-бык (самая крупная из североамериканских лягушек);
жаба-ага (одна из самых крупных)
лягушка-кокои (самая маленькая и ядовитая);
волосатая лягушка (удивительная лягушка);

Задание 3. Биологическое лото

На столе учителя лежит десять билетов и коробочка с бочонками лото. Ребята (по желанию) достают из коробочки бочонки лото. Номер на бочонке соответствует номеру билета с вопросом. За правильный ответ — жетон.

Вопросы билетов

1.Назовите и покажите на макете отделы скелета лягушки.
2.В чем сходство размножения рыб и земноводных.
3.Назовите и покажите на макете отделы пищеварительной системы лягушки.
4.Расскажите о кровеносной системе земноводных.
5.Какую пользу приносят земноводные?
6.Какие лягушки обитают в Казахстане?
7.Назовите земноводных Казахстана, занесенных в «Красную Книгу».
8.Назовите стадии развития земноводных.
9.На какие 3 отряда подразделяются земноводные?
10.Вставьте в текст пропущенные слова:
«Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Глаза защищены подвижными......Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел.....Его наружное отверстие затянуто....перепонкой.»

Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:

1.Обтекаемая форма тела.
2.Жаберное дыхание.
3.Два круга кровообращения
4.Слизистая кожа.
5.Легочное дыхание.
6.Развитие яиц в воде.
7.Наличие барабанных перепонок.
8.Развитие с метаморфозом.
9.Пятипалая конечность.
10.Наличие внутреннего уха
11.Слюнные железы.

Ответ: 3,4,5,6,7,8,9,11.

Задание 5. А ну-ка, отгадай!

Нужно написать названия земноводных, оканчивающихся буквой «а» (жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра)

Задание 6. Головоломка

Даны несколько слов. Из букв, входящих в эти слова — названия земноводных.

Я, ШАГ, ЛУК —
КОЛ, ИВА, СТОГ —
ВАШ, КАК —
РАМА, САД, МАЛ —
ЖАР, ЯК, ЛЕН —

(лягушка, головастик, квакша, саламандра, жерлянка)

Задание 7. Викторина

Учитывается быстрота и правильность ответов учащихся.За каждый правильный ответ — жетон.

1. Почему лягушек назвали первыми слюнтяями планеты?
2. До чего еще земноводные «додумались» первыми?
Ответы:
а) легкие
б) второй круг кровообращения,
в) трехкамерное сердце,
г) конечности с суставами,
д) шейный позвонок
е) подвижные веки,
ж) среднее ухо,
з) голосовой аппарат.
3. Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, то она их не тронет. Почему?
4. Чем отличается лягушачья икра от жабьей (У лягушек икра склеена в большие комки, а у жаб — в длинные шнуры)
5. Почему мозжечок у лягушек развит хуже, чем у рыб? (однообразие двигательных реакций у земноводных)
6. Задохнется ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?
7. Есть ли у лягушек зубы? (У лягушек около 100 зубов на верхней челюсти, да еще около 200 штук на небе. На нижней челюсти зубов нет)
8. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась .Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? (Регенерация)
9. К отряду хвостатых земноводных относятся?
10. Сердце у головастиков.....
11. Какая кровь течет по организму взрослых земноводных?
12. Для чего нужна слизь лягушкам?
13. Почему лягушек называют амфибиями?
14. Мочеполовые органы у земноводных открываются в......
15. Почему лягушки относятся к земноводным ,а крокодилы -нет?.

8. Учитель: Охрана земноводных — дело чести

Они — часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

9. Рефлексия:

1.Что мы узнали нового на уроке?
2.С чем вы уходите с урока, по отношению земноводных?
Ответ учащихся: Охранять!

10. Подведение итогов. Награждение победителя. Выставление оценок

Какие новые знания особенно запомнились?

11. Домашнее задание

Нарисовать на листе формат А-4 самое понравившееся земноводное.

Категория: