Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Новые рубежи казахстанского образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лахтина Тамара Леонтьевна
Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям
Лахтина Т.Л.

 

Педагогическая наука постоянно развивается и обогащается новыми представлениями, взглядами, подходами. Конец 19 — начало 20 века явились особенно важной вехой и серьёзным испытанием для развития образовательных систем. Вызовы времени обусловили пересмотр традиционных образовательных парадигм, появление более подходящих к ситуации средств обучения, в том числе информационно-коммуникационных. Мир становится многополярным, поликультурным, стремительно меняющимся. Гораздо чаще, чем в предыдущий период, обновляется содержание образовательных программ, учебных планов, учебников. Несмотря на постоянную занятость, а в некоторых случаях консерватизм, педагоги-практики вынуждены реагировать, искать оптимальные пути решения ежедневно возникающих затруднений и проблем.

 

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

В эпоху перемен образование не просто транслирует культуру, а во многом формирует её. Следовательно, создавая систему образования в глобальном, национальном, локальном смыслах, педагоги моделируют будущее. В этих условиях важно определиться с основными ценностями и тенденциями развития, постоянными и переменными всей системы, образовательного процесса, составляющих профессионализма педагога.

Внешние рамки в деятельности казахстанских педагогов заданы концептуальными, программными, нормативно-правовыми документами. Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину республики бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях; право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении; получение платного образования в частных учебных заведениях (ст. 30).

К конституционным гарантиям граждан Казахстана относятся также:

  • право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 19);
  • свобода слова и творчества (ст. 20 п. 1);
  • право на свободу получения и распространения информации любым, не запрещённым законом способом (ст. 20 п. 2);
  • свобода совести (ст. 22 п. 1);
  • свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 24, п.1);
  • защита государством брака, семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 27, п.1);

Перечисленные конституционные права и свободы имеют самое непосредственное отношения к системе образования. Следовательно, каждый педагогический работник должен в пределах своих компетенций способствовать реализации данных гарантий. Между тем, оказывая (прямо или косвенно) давление на учащихся выпускных классов на предмет выбора традиционных экзаменов как альтернативы ЕНТ с целью повышения средних показателей организации образования, руководители и учителя школ не всегда осознают, что тем самым нарушают статьи 24 и 30 Конституции РК.

Основные идеи по модернизации национальной системы образования нашли в обсуждавшихся в 2009–2010 годах проектах Концепций 12-летнего образования, профильного обучения, развития малокомплектной школы.

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы определены приоритеты и основные направления её совершенствования. В качестве главной цели программы рассматривается повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех. К программным целям отнесены:

  • совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;
  • обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических работников;
  • формирование государственно-общественной системы управления образованием;
  • обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
  • обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
  • формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны, переход на 12-летнюю модель обучения;
  • модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;
  • достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребностям рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, потребностям личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;
  • формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

Перечисленные цели будут достигаться через последовательное решение ряда задач. В соответствии с Программой, в течение ближайшего десятилетия необходимо:

  • разработать новые механизмы финансирования образования, направленные на повышение доступности качественного образования;
  • повысить престиж профессии педагога;
  • усовершенствовать менеджмент в образовании;
  • внедрить автоматизацию учебного процесса;
  • увеличить сеть дошкольных организаций, обновить содержание, обеспечить кадрами;
  • осуществить переход на 12-летнюю модель обучения;
  • решить проблемы малокомплектных школ;
  • усовершенствовать систему инклюзивного образования в школе;
  • обновить структуру содержания технического и профессионального образования (далее — ТиПО) с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;
  • развить инфраструктуру подготовки кадров для отраслей экономики;
  • повысить престиж обучения в ТиПО;
  • создать условия для обучения в течение всей жизни, образования для всех;
  • обеспечить кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими проектам индустриально-инновационного развития страны;
  • обеспечить интеграцию в европейскую зону высшего образования;
  • обеспечить интеграцию образования, науки и производства, создать условия для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий;
  • реализовать комплекс мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмы раскрытия потенциала молодежи.

Очевидно, что намеченные Программой широкомасштабные преобразования всех уровней системы образования возможны только в случае слаженных действий всех элементов её структуры.

В 2010 году казахстанские педагоги и школьники начинают осваивать новые ГОСО, учебные программы, что потребует своевременного и квалифицированно организованного технолого-методического сопровождения образовательного процесса.

Знание выше перечисленных источников информации для педагогического работника важно, но недостаточно. Современная культурная ситуация требует понимания философских и методологических основ формирования системы образования; теоретических обоснований педагогических технологий; владения широким арсеналом методических приёмов, методикой работы с интерактивным оборудованием, диагностическим инструментарием для психологического сопровождения учебного процесса, выстраивания индивидуальной траектории развития личности ученика и собственного профессионального роста.

Парадигма «Обучение в течение всей жизни» имеет непосредственное отношение, прежде всего, к педагогическим работникам. Доступность информации, грамотно организованные педагогические интеракции, высокий уровень системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров являются необходимым условием для непрерывного профессионального развития педагогов. Именно мастерством воспитателя, учителя, преподавателя, методиста в значительной мере предопределяется динамизм развития, а, следовательно, и конкурентоспособность национальной системы образования.

Тамара Лахтина, главный редактор

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: