Новые подходы в преподавании и обучении

 
Версия для печатиВерсия для печати
 

Коркина Ирина Васильевна воспитатель класса предшкольной подготовки, высшая категория, cтаж 27 лет, Смирновская средняя школа № 2, Северо Казахстанская область. Аккайынский район

Коркина Ирина Васильевна

«Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий».

Важность воспитания молодого поколения и создание конкурентоспособного личности описано в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана и также является основной целью 12-летнего общего среднего образования [2]. Поэтому очень важно научить сегодняшнего школьника не только тому материалу, которым он должен владеть по школьной программе, но также и научить его учиться самостоятельно. Исходя из этого, идеи данного модуля должны прослеживаться на каждом уроке.

В настоящее время в классе предшкольной подготовки стоит проблема низкого уровня знаний. Причины этому имеют разный характер. 1.Возрастные особенности детей, это когда в группе собираются дети разного возраста.2. Применение обычных технологий  при использовании которых дети часто забывают материал потому, что получают его в готовом виде Даже игровая форма обучения не дает тот объем знаний детям, который смог бы прочным фундаментом отложиться в их памяти.

Как сделать так, чтобы процесс обучения стал не только интересен дошкольникам, но и запомнился им?  Чтобы в дальнейшем, при переходе в начальную школу они могли апеллировать полученными знаниями. Как добиться раскрепощения, коммуникативности, креативности? На эти и другие проблемы я нашла ответ в изучении программы «Новые подходы в преподавании и обучении».  Необходимо повысить роль дошкольников в современном образовании, дать возможность им работать в комфортной обстановке и принимать участие в процессе обучения. Преподавателям дошкольникам необходимо создать образовательную среду благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.(1,с.138). Я полностью согласна с этим утверждением потому, что пассивное участие дошкольника не дает нам никакого результата. Роль дошкольника целиком зависит от воспитателя, так как воспитатель сам ставит цель, задачи, готовит материал, предлагает детям выполнять те, или иные задания, доминирующая роль тоже достается педагогу. У детей зачастую не остается выбора. Все это необходимо менять. Для изучения мы выбрали тему: Новые подходы в обучении. Данный модуль является одним из основополагающих и объединяет в себе методы и подходы, которые помогают вовлечь воспитанников в процесс обучения, повышают роль и его мотивацию. Весь педагогический процесс основан на интересе воспитанника к процессу своего обучения, или так называемой мотивации. Большинство традиционных уроков в настоящее время не преследуют цель эффективного обучения дошкольников, а нацелены, чаще всего, на заучивание большого объема информации и выполнение различных вычислений по шаблону,  не развивающих функциональную грамотность детей. Именно поэтому очень важно использовать идеи этого модуля в своей педагогической практике.

Применяя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» мы ожидаем повышение мотивированности дошкольников, а также активное вовлечение их в свой процесс обучения. Современный мир, очень быстро развивается и те знания, которые даются детям в предшколе, начальной школе, в основной школе и даже в Вузе, иногда недостаточны для того, что бы вырастить из современной молодежи конкурентоспособную личность.

Первым этапом, с которого начинается использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» - создание коллаборативной среды. Основная мысль создания коллаборативной среды заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения [3,с.32]. То есть мы должны дать ученику возможность работать в комфортной для него обстановке. Этап создания коллаборативной среды тесно связан с остальными модулями. Это доказывается с помощью примеров. Например, при создании коллаборативной среды очень важно учитывать возрастные особенности учащихся, так как не все задания которые мы можем подобрать для создания благоприятной атмосферы в классе, могут подойти по возрасту дошкольникам. Большинство игр помогают нам сплотить коллектив, наладить контакт между детьми, учат ориентироваться в ситуации, формируют чувства единения с группой, способствуют сплочению групп, позволяют выявить оппозицию, явных и теневых лидеров и так далее. Для придания данному процессу креативности можно использовать различные средства информационно-коммуникационных технологий: музыкальное сопровождение при выполнении любого задания, видеоролики с танцевальными флэш-мобами для повышения физической активности воспитанников и многое другое. Также во время создания благоприятной атмосферы воспитатель может проявить себя как лидер и управленец, дать возможность  самостоятельно создать необходимую, для их плодотворной работы, атмосферу задание, разработать приемы деления на группы, подобрать к уроку различный медиаконтент. Такая свобода выбора для воспитанников даст им возможность творчески самовыражаться и предоставит возможность воспитателю раскрыть скрытый потенциал учеников.

Создание коллаборативной обстановки требует от воспитателя серьезной подготовки, поэтому перед проведением занятия необходимо тщательно продумать какие трудности могут возникнуть и пути их преодоления.

В начале нашей работы по данной методике мы столкнулась с рядом затруднений. В нашей группе были дети разного возраста. Нам необходимо было выявить их знания и умения. Поэтому на начальном этапе мы провели диагностику знаний и умений детей. На этом этапе мы вели работу совместно с психологом, потому что нам необходимо было учитывать не только знания детей, с которыми дети пришли из детского сада, но и психологические особенности. Что нам дала эта диагностика. Мы узнали личностные особенности каждого ребенка и теперь при создании групп стараемся объединить детей по их психологическим особенностям, переносимости друг друга, по лидерским качествам. Невозможно объединить в одну группу всех лидеров, или детей, которые по каким -то причинам не контактируют друг с другом. Выбирая групповую форму данного модуля, мы рассчитывали на совместную работу детей, на то, что они будут помогать друг другу, делиться знаниями и умениями. Что нам дает эта форма работы на  занятиях.

Прежде всего, это сотрудничество детей. Взаимодействие друг с другом. У детей развивается диалогическая речь. Каждый ребенок может взять на себя роль ведущего, тем самым проявить свои качества лидера. В сотрудничестве между собой у детей нередко возникают креативные решения. Дети учатся помогать друг другу, обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения.

Как мы создаем группы.

В моем классе 16 детей. Пять девочек и одиннадцать мальчиков. Среди моих воспитанников есть сильные ученики, и есть слабые. Обычно я создаю четыре группы,  в каждой из которых есть сильный ученик и слабый. Почему я так делаю? Для того, чтобы сильные ученики могли объяснить слабым ученикам, то, что они не поняли на занятии.

После того, как я создаю группы, я обговариваю с детьми правила работы в группе. Это можно сделать несколькими способами. Например, при помощи картинок. Если ребенок взял картинку «микрофон»  значит, он будет выступать от всей группы, «карандаш», значит главный художник, «губы», обсуждаешь, доказываешь. Главным правилом в моих группах является то, что каждый ребенок в команде должен участвовать, иначе во время оценивания команда не наберет нужное количество баллов.  Но мне пришлось столкнуться с рядом трудностей! Мне казалось, что у меня ничего не получиться! На занятии по математике предложив каждой группе составить состав определенного числа, и обговорив при этом правила. Я раздала им счетный материал. Дети не понимали, что значит работать совместно. Они забирали материал каждый себе! Они хотели, оценки воспитателя только для себя лично! Таким образом, я три занятия провела безрезультатно! Часть детей, уже понимала, что работать нужно сообща, но были дети, которые несмотря ни на что хотели лидерства. Я стала искать причины в себе. Что я делаю не так!  На следующем занятии я распределила роли. При выполнении которых, каждый ребенок был задействован. Например, при получении числа 5 каждый из пяти должен был предложить команде свой вариант. Один ребенок был назначен проверяющим. Результат получился успешным. Я увидела работу детей, диалог между собой.

На занятии по экологии дети совместно работали по временам года. Сначала я предложила каждой группе изучить определенное время года по картинкам. Затем перемешала детей организовав новые группы. Раздала раскраски 4 времени года. В каждую группу попал ребенок, который очень хорошо изучил определенное время года. Здесь всем досталось место лидера. Каждый из детей рассказывал другим о своем времени года. Аналогично прошло занятие по изучению животных, птиц, насекомых, предметов одежды, мебели, фрукты, ягоды и т.д.

На занятиях по обучению грамоте я также использовала групповую форму работы с детьми. Каждой группе предлагался ряд заданий. Придумай слова с твердым и мягким звуком , выполни звуковой анализ слова  по цепочке , каждый участник группы закрашивал и определял один звук в слове передавая карточку, раздели слово по слогам, поставь ударение. Не сказать, что эта работа была выполнена мною хорошо. Многие дети как всегда затруднялись определить нужный звук. Приходилась больше работать сильным ученикам, при произношении звуков иногда было шумно и другим детям было сложнее сосредоточить внимание .Я старалась донести до детей тот факт, что они должны помогать друг другу , объяснять , доказывать. Некоторые дети не включались в работу и отсиживались.

Я стала посещать уроки коллег, мною были просмотрены уроки именно по работе в группах. Мои коллеги уже два года проводят такие занятия с учениками и поэтому дети уверенно ведут работу на уроке. Учитель мало говорит. Говорят дети. Наблюдая свои занятия через видео, я увидела свои недостатки со стороны. Почему-то я продолжаю иногда много говорить и решать за детей. По методике учитель направляет работу групп, организовывает ее.

Так же работая в данном направлении я учила детей оцениванию друг друга .

Дети учились оценивать работу друг друга и работу других групп. Если они выражали свое несогласие, то должны были выразить свое объяснение, почему не согласны. Оценивание проходила сигнальными карточками, или поднятием пальчика вверх и вниз. Детям понравился прием оценки. Они стали чувствовать себя уверенно. Стали больше высказываться.

Я продолжаю само совершенствовать свои знания в области коллаборативного обучения. Данная методика мне очень интересна и она интересна моим воспитанникам. Уровень знаний и запоминание материала улучшился. Дети стали увереннее в себе. Не боятся высказывать свою точку зрения. Они самостоятельно обучаются при правильном направлении с моей стороны. От меня как от педагога нужна большая подготовка и направленность воспитанников. Подборка материалов должна соответствовать поставленной цели и задачам.

Самое главное в том, что дети лучше усваивают знания, общаясь в группах. Эти знания у них более прочные. Детям интереснее работать  сообща, чем по одиночке. Даже теперь на переменах я заметила, что во время игр дети сами образуют группы и играют в разные игры. Почти у всех детей к концу учебного года проявились лидерские качества, улучшилась речь.

Я считаю, что использование идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» должно быть обязательным для каждого преподавателя. И считаю своей целью не только внедрить идеи данного модуля в свою педагогическую практику, но и также убедить своих коллег в обязательном применении данных идей в организации учебного процесса учащихся.

Литература
1. Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике». Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства «Назарбаев интеллектуальные школы» 2016г.
2. Руководство по работе в группе. «Назарбаев интеллектуальные школы». 2016г
3. Раздаточный материал. «Назарбаев интеллектуальные школы». 2016г
4. Издательство «Вита-Пресс» Серия «Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова»
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. Москва, Педагогика, 1985.
6. Якиманская И. С. Развивающее обучение. Москва. Педагогика, 1979.
7. Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, Пеленг, 1992.
8. Формирование и развитие математических способностей дошкольников Белошистая А. В.
9. Методика развития речи детей дошкольного возраста (под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М.:1984. — 240с.)
10. Методика ознакомления с окружающим и природой дошкольников(под ред. П. Г. Саморуковой. — М. «Просвещение», 1992.)

Категория: