Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Научно-исследовательская работа: «Мой выбор профессии — учитель физической культуры»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ученица 9 «А» класса Дукеева Дарига
Руководитель проекта Туманов Азамат Искалеевич, учитель физической культуры, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Чеховская средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района» Сарыкольский район, п. Урожайный

Фото с сайта news-system.ru

Оглавление

Введение…………………………

Глава 1. Сущность личности учителя физической культуры

1.1. Значение физической культуры в жизни человека…………………………
1.2. Особенности профессии учителя физической культуры…………………………
1.3. Авторитет учителя физической культуры…………………………

Глава 2. Профессиональная пригодность

2.1. Почему урок физической культуры является любимым?…………………………
2.2 Интервью с учителями физической культуры…………………………
2.3. Полезные советы выбирающему профессию…………………………

Заключение…………………………

Список использованной литературы…………………………

Введение

Цели исследования

  • раскрыть значение физической культуры в формировании здорового образа жизни
  • понять, что значит, быть учителем физической культуры, какими качествами должен обладать тот, кто в будущем хотел бы стать учителем физической культуры или тренером.

Объект исследования: профессия учитель физической культуры.

Гипотеза исследования: участвуя в проекте, я смогу проверить себя в правильности выбора профессии. Ведь от удачного выбора профессии зависит многое-то, с каким настроем будешь работать и развиваться как специалист.

Задачи исследования:

  • Исследовать значение физической культуры в школьный период жизни человека.
  • Определить особенности профессии учителя физической культуры.
  • Определить значение авторитета учителя физической культуры.
  • Изучить свою пригодность выбранной профессии.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по теме исследования.
  2. Анкетирование
  3. Интервью

Практическая ценность: результаты данного исследования могут быть использованы при формирования устойчивых профессиональных интересов учащихся, а также возможность поверить и развить способности, помогающие впоследствии сознательно выбрать профессию.

Глава 1. Сущность личности учителя физической культуры

1.1. Значение физической культуры в жизни человека

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
— сделайте его крепким и здоровым»

Жан-Жак Руссо

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность — ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Основные элементы физкультуры

Основные элементы физкультуры следующие:

1. Утренняя зарядка.
2. Физические упражнения.
3. Двигательная активность.
4. Любительский спорт.
5. Физический труд.
6. Активнодвигательные виды туризма.
7. Закаливание организма.
8. Личная гигиена.

1.2. Особенности профессии учителя физической культуры

Основная задача преподавателя физической культуры — выполнение трех функций: обучающая, воспитывающая и организующая, которые должны восприниматься в единстве. Главные профессиональные качества, которыми должен обладать преподаватель физической культуры — это интуиция, эрудиция, педагогическое мышление, умение импровизировать, оптимизм, наблюдательность, настойчивость, находчивость, организаторские и коммуникативные способности, внимательность, высокий уровень эмоциональной устойчивости, спортивные навыки и физическое здоровье. Учителю физической культуры предстоит проводить уроки, организовывать различные соревнования, вести всю учебную документацию по предмету, проставлять оценки, контролировать успеваемость, посещаемость учащихся, принимать участие в итоговых аттестациях. Учитывая то, что далеко не всем детям дано хорошее физическое здоровье, прекрасная форма, педагог должен уметь не переходить тонкую грань, за которой польза превращается во вред. Так, если ребенок утверждает, что не может чего-то сделать, учитель должен почувствовать, действительно ли это так или есть смысл убедить ученика попробовать свои силы, перебороть страх или неумение, стеснение и добиться высокого результата. По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и ус¬ловия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Условия психической напряженности:

  • шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
  • необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
  • значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
  • ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

  • необходимость показывать физические упражнения;
  • осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
  • необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  • климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
  • санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

На протяжении последних лет участились случаи, когда во время уроков физической культуры детям становится плохо, поэтому сегодня к педагогам предъявляют повышение требования. Приветствуется, если преподаватель физкультуры обладает медицинским образованием, имеет опыт работы в сфере фитнеса, профессионального спорта. Только профессионал сможет точно определить оптимальный уровень нагрузки для каждого из учеников, увидит, если что-то не в порядке, окажет первую медицинскую помощь в случае необходимости.

1.3. Авторитет учителя физической культуры

Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя физической культуры.

Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов

Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.

Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.

Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя.

Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю особенностям своего «Я».

Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.

Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.

2.3 Полезные советы выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью

  • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых Профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически — и действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Заключение

Участвуя в проекте я изучила основные особенности профессии учитель физической культуры. И это не изменило моего решения в выборе профессии, а наоборот определило направление моего дальнейшего развития.

Теперь я точно знаю личностные требования к учителю физической культуры. Я по прежнему с удовольствием занимаюсь спортом, участвую во всех соревнованиях, как за честь класса, так и за честь школы, района и области.

По окончании школы я сделаю свой выбор, и свяжу свою судьбу с физкультурой, да именно с физкультурой, т. к. спорт и здоровый образ жизни основа развития человека.

И именно ко мне и тысячам моих сверстников обращается Глава государства в своем послании Стратегия «Казахстан-2050»

«Я обращаюсь к нашей молодежи. Вы воспитаны в условиях независимости — того, чего не было у нас. Ваше новое независимое мышление — это фактор, который поведет страну к новым целям, кажущимся нам сегодня далекими и недосягаемыми. Вы — воплощение всех наших надежд на будущее. Все что делается нами сегодня, — делается для вас. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Дальнейший путь страны определять вам.

Я верю в вас. Я верю, что новый исторический шанс не будет нами упущен»

Н. А. Назарбаев

Список использованной литературы:

  1. Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия „Казахстан-2050“ — новый политический курс состоявшегося государства» — «Казинформ», 2012 г.
  2. «Программа развития физкультуры и спорта в Казахстане требует обновления — Орынбаев» — Астана, 1 фев — ИА Новости-Казахстан
  3. Колкутин А.М., Мананков Н. Е. Рабочая учебная программа по дисциплине «Физическая культура». — Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2003.
  4. Комаров Ю. Н. Физическая культура и спорт в жизни студента. Учебное пособие. — Пятигорск, 2003.
  5. Физическая культура. https://www.ukzdor.ru
  6. Физическая культура в школе — Москва: «Школа-пресс», 2008
  7. Выбор профессий: кем стать? https://www.ucheba.ru