Научная статья на тему: Формативное оценивание: и пути его применения

 
Версия для печатиВерсия для печати
 

 

Зинькова Алла Николаевна
учитель начальных классов,
1 категория высшего уровня,
Стаж 18 лет КГУ «Гимназия» № 38
г. Караганда

Научная статья на тему: Формативное оценивание:  и пути его применения

Процесс внедрения формативного оценивания начался в 2012 году, после внедрения уровневых программ повышения квалификации учителей.

Формативное оценивание можно определить как совместная деятельность учителей и учеников по сбору критериев оценки учебного процесса для совершенствования знаний и умений учащихся. Формативное оценивание помогает выявить пробелы в знаниях учащихся, которые становятся очевидными не только учителю, но и самому ученику с целью улучшения его знаний в будущем. Формативное оценивание способствует успешной реализации учебного процесса на основе принятой совместно системы оценивания для улучшения условий учебной деятельности ученика. Формативное оценивание даёт возможность учителю использовать современные эффективные методы и формы работы.

Формативное оценивание используется поурочно, ежедневно; при данном оценивании существует обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание определяет:

1.Цели обучения и критерии успешности
2.Педагог корректирует применяемые методы обучения
3.Интерпретация доказательств обучения
4.Выявление пробелов в обучении
5.Обратная связь

Учитель, в процессе обсуждения с учениками выводит критерии, по которым будет выставлена оценка. Например: критерии оценки устного ответа

  •  Правильность ответа
  •  Полнота ответа
  •  Наличие примеров в ответе

В процессе обучения и облегчения понимания оценивания ученикам начальной школы предлагается оценить устные ответы товарищей с выставлением оценки. В начале учебного года определяется цвет и форма оценки. Оценка «5» кружок, красного цвета, «4» квадрат синего цвета, «3» треугольник желтого цвета (можно изменить и форму и цвет).

На уроке осуществляя проверку домашнего задания, целью было выявление причин трудностей выполнения задания. Перед проверкой дети определили критерии проверки домашнего задания, по завершению работы с помощью взаимопроверки, каждый поставил оценку своему товарищу, опираясь на критерии, прокомментировав почему?

Такой вид работы очень эффективен, так как мотивировал учеников глубже разобраться не только в домашнем задании, но и в правильности его выполнения, а также активизировал их деятельность, что является одним из ключевых факторов улучшения образования через оценивание.

На уроке литературного чтения разработали критерии выразительного рассказа стихотворения. Не секрет, что для ученика при сдаче стихотворения будет правильно выучить стихотворение и рассказать его без ошибок, на выразительность обращается мало внимания, и если учитель снижает оценку, нередко ученик остаётся недовольным и у него портится настроение и воодушевление для заучивания стихотворений. На первом этапе работы, детям даётся задание учиться выразительно, читать. На втором этапе работы ребята находят и уточняют изобразительные средства языка, которым воспользовался автор рассказа или стихотворения. Третий этап работы проанализировать и обсудить выразительное чтение себя и своих товарищей по классу. Работа была нелегкой, но интересной и каждый привел свой убедительный довод, почему и зачем нужно выразительно читать. Общие критерии оценки выводятся на доске в табличной форме, ученикам предлагается подумать, и дополнить таблицу. После чего будет задание выучить наизусть стихотворение или отрывок из рассказа. После сдачи стихотворения ученик оценит себя сам, а затем его выступление оценит класс, т. е осуществится обратная связь, свидетельствующая о достижении ученика.

Для обеспечения обратной связи очень эффективно в начальной школе применять метод незаконченных предложений для оценивания своей учебной деятельности, так как ученикам начальной школы трудно её проанализировать, предлагаю ребятам высказаться одним из предложений, закончив его самостоятельно. Например:

Сегодня на уроке я понял......, я решил......., я научился, я не знал, теперь знаю....., было трудно...., теперь я разобрался и могу сказать.....и т. д.

Данная форма работы учит ребят понять и обсудить чему они научились на уроке, а мне как учителю становится понятным, где есть трудности и на что нужно обратить внимание в будущем для облегчения восприятия учебного материала.

Используя на уроках разные элементы и формы формативного оценивания, из урока в урок, я наблюдаю повышение оценочной деятельности учащихся. В начале пути «я узнал, на какие вопросы отвечает глагол», а затем «мне было трудно определить форму, но я смог понять и поделился своим знанием.....».

Самая распространенная проверка знаний и умений это решение тестов. Использование тестов значительно облегчает труд учителя, который через несколько уроков по заданной теме может проверить знания учеников очень быстро.

Здесь важно определить, за сколько правильных ответов ставится «4», а за сколько «3». Важный момент, перед проверкой учителя провести самопроверку и оценить себя, также можно применить взаимопроверку. После чего легко выяснить, что осталось плохо понятым для учеников. Узнать о пробелах в знаниях учащихся, и какие дальнейшие действия необходимы, для исправления ситуации.

Формативное оценивание помогло узнать ребятам свои а) достоинства Б) недостатки С) трудности Д) проблемы;

Формировать взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимное оценивание удобно и нетрудно применяя групповую форму работы на уроке. Групповая работа учит ребят совместной деятельности, учит уважать и прислушиваться друг к другу, работать и самостоятельно ставить цели для достижения хороших результатов. Работа в группах, задание «Ищу ошибки», каждой группе дано упражнение, где нужно найти ошибки на заданные орфограммы. В разных группах устанавливается разная совместная деятельность, одни сразу находят ошибки и считают их, в других группах одни исправляют ошибки, другие их контролируют, но всем дан оценочный лист, который должен быть оформлен через заданное время. В данном виде групповой работы можно группам дать одинаковые задания, можно дать разные упражнения, разным будет и критерии выставления оценки группам. Может быть главным выступление группы и защита своей работы. Если задание одинаковое, то соревнуются группы в количестве найденных ошибок и их исправлении, группа, которая найдёт большее количество ошибок и убедительнее защитит свою работу, обращаясь к правилам, будет претендовать на высокую оценку. Решение примут все группы.

При формативном оценивании ученики научатся аргументировать и защищать свои оценки, будут учиться справедливому распределению обязанностей в группе, также научатся ответственно подходить к решению поставленных задач.

Ученики получают возможность быть учителем и понимают, как нелегко и какая это большая ответственность ставить оценку другому человеку. При данном виде оценивания они глубже изучают предложенный учебный материал, не раз возвращаются к правилам и законам, которые трудно заучивать, но применение на практике делает учебный материал доступным и понятным.

При применении формативного оценивания ученики научились:

  •  заполнять листы самооценки разных видов и форм, которые заполняются ими по мере необходимости.
  •  Оценивать себя устно и письменно
  •  Собирать портфолио ученика, где собирают свои лучшие работы
  •  Добиваться и достигать отличных и хороших результатов
  •  Работать в команде и быть ответственными.
  • Использование новых подходов способствует повышению уровня знаний учащихся и способствует повышению уровня мотивации к предметам, развитию коммуникативных навыков учащихся.

Литература:

1. Кусаинов Г. М., Сагинов К. М. «Формативное и суммативное оценивание результатов обучения»: Методическое пособие — Астана: Центр педагогического мастерства, 2014.
2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» М.: Педагогика,1991 г.
3. Р. Х. Шакуров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина «Оценивание учебных достижений учащихся» Методическое руководство, Б. «Билим», 2012г.

Категория: